Про суды над прошлым

Жительница Улан-Удэ Чимит-Цырен Гармаева, называющая себя племянницей генерал-лейтенанта государства Маньчжоу-Го Уржина Гармаева, подала на редакцию «МК» в Бурятии» в суд с требованием признать опубликованные ранее сведения о генерале не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство и требующими компенсации морального вреда.

Про суды над прошлым
Уржин Гармаев.

Иск в суд – свидетельство того, что в памяти людей еще живы события 70-80-летней давности.

Еще живы люди, способные документально доказать факты истории, что-то подтвердить или опровергнуть. Никому, к примеру, не приходит в голову судиться по поводу грабежей и поджогов армии Наполеона в осажденной Москве или действий опричников Ивана Грозного, которые безусловно были, но были слишком давно, чтобы стать предметом разбирательств.

Суть иска Чимит-Цырен Гармаевой свелся к тому, что в 1992 году Уржин Гармаев был реабилитирован, а значит, фразы «Уржин Гармаев совершенно сознательно встал в годы второй мировой войны под знамена японского императора и проливал кровь советских солдат», «разрабатывал спецоперации против советских разведчиков», «как командующий своего округа Гармаев утвердил более 30 смертных приговоров монгольским и советским разведчикам» являются недействительными.

30 октября Бурятия отметила день памяти жертв политических репрессий, итогом которого, как и после иска Чимит-Цырен Гармаевой, стало личное впечатление, что в жизни нашей наступил другой крен. Как 80 лет назад все «враги народа» автоматом считались худшими из людей, так и сегодня все реабилитированные автоматом стали лучшими из лучших. В их честь снимают фильмы, ставят памятники, переносят на историческую родину останки, но почему-то никто не желает назвать имена тех, кто на самом деле шпионил и вел прочую антигосударственную деятельность. Никто не говорит о том, а почему многие репрессированные так и не получили реабилитации и сколько таковых в Бурятии, да и со многими актами реабилитации не до конца все ясно.

К примеру, генерал Деникин, прах которого в 2005 году был перезахоронен в Москве, на сегодня реабилитирован, а атаман Семенов почему-то нет. Что касается Уржина Гармаева, историки совершенно верно указывают в исследованиях, что этому уголовному делу юристам еще предстоит дать свою оценку. Казус уголовного дела Уржина Гармаева заключается в том, что Уржин Гармаев был гражданином другой, пусть уже и несуществующей страны Маньчжоу-Го, а значит, не мог быть судим по советским законам. Более того, Уржин Гармаев никогда не отрицал своей борьбы против советского государства, не опровергал, что во главе монгольских подразделений участвовал в битве при Халхин-Голе (естественно, на стороне японцев), а также в приговорах суда по вынесению смертных казней, поскольку это были его, генерал-лейтенанта, функциональные обязанности (всему этому есть документы).  

В пылу легковесной переоценки нашего не такого уж далекого прошлого важно понимать, что СССР было официальным, признанным всем миром государством. Как у любого государства, у СССР были свои враги, с которыми оно боролось по тем законам, которые на тот момент были приняты, и с помощью официальных органов, какими бы жестокими они сегодня ни казались. В отличие от гражданской войны, где людей расстреливали, что называется, под горячую руку, не спросив имени, здесь был арест, звучал приговор, оформлялись документы, и все это было в рамках тех законов.

Ровно две недели назад так уважаемый нами Страсбургский суд вынес очень показательное решение, в котором оправдал действия бывшего подполковника МГБ Литовской ССР Витаутаса Василяускаса, боровшегося в послевоенные годы с непримиримыми к советской власти бандформированиями под названием «лесные братья». В 2011-м литовский суд осудил 85-летнего Василяускаса (и не его одного) за эти действия, квалифицировав их как геноцид против литовского народа. Европейский суд, куда подал иск осужденный, разъяснил, что никто не может быть осужден за действия, которые по действующим на момент их совершения внутренним законам страны или международному праву не считались преступлениями. К тому же в 1953 году Василяускас как государственный человек уничтожал «лесных братьев», не просто боровшихся с советской властью, убивавших военнослужащих и чиновников, но и мирных жителей. Страсбургский суд не признал действия бывшего подполковника МГБ Литовской ССР Василяускаса геноцидом и обязал Литву выплатить Василяускасу компенсацию в размере около 12,5 тыс. евро.

Все это к тому, что если сегодня в Бурятии живы потомки Уржина Гармаева, желающие отстаивать в судах его имя, то наверняка есть и потомки тех, кто пострадал от рук самого Уржина Гармаева. Так почему бы этим людям не заявить сегодня о своих правах?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 6 ноября 2015

Заголовок в газете: Про суды над прошлым

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру