Что означает отставка Андрея Самаринова – перезагрузку или имитацию перемен?

Вячеслав Наговицын сбрасывает балласт

«Слава Самаринову: пора уходить!». Такой двусмысленный комментарий появился в Интернете в ответ на предложение главы Бурятии Вячеслава Наговицына главе Тункинского района Андрею Самаринову добровольно уйти в отставку.

Вячеслав Наговицын сбрасывает балласт

Токсичный актив

Понедельник для Бурятии начался с давно ожидаемой новости: глава Тункинского района Андрей Самаринов досрочно покинул свой пост. Мы много раз были свидетелями того, как покидают досрочно главы районов свои должности. Как правило, в связи с возбужденными в их отношении уголовными делами. Или как глава Кабанского района Сергей Савватеев — по состоянию здоровья. Свою отставку Андрей Самаринов публично объяснил рождением дочери и желанием посвятить себя семье. Андрея Гомбоевича провожали со слезами на глазах, с благодарностью за плодотворною работу, с сожалением о преждевременном уходе и рассуждениями о том, как трудно будет найти ему достойную замену.

Андрей Самаринов.
Вячеслав Наговицын.

Сессия Тункинского райсовета больше напоминала бенефис одного актера. Это историческое в масштабах республики собрание районных депутатов, скорбно принявших отставку главы, почтили своим визитом руководитель ад-министрации главы Бурятии Петр Носков, председатель комитета Народного Хурала Борис Ботоев, еще один депутат парламента Ким Галсанов и «другие официальные лица», включая, разумеется, председателя райсовета Аламжи Сыренова. 

Почему же так получилось? Как вышло, что бизнесмен Андрей Самаринов прошел стремительный путь от депутата Народного Хурала и главы Тункинского района до отставника и приобрел не то что региональную, но и федеральную известность?

Андрей Самаринов из крупного, но непубличного предпринимателя за какие-то два года стал широко известным в Бурятии человеком. Произошло это благодаря неуемной энергии самого Андрея Гомбоевича, который, на наш взгляд, так и не сумел отделить бизнес от политики. Сначала он избрался главой Тункинского района. Сумел завести на местные объекты порядка трех миллиардов рублей. А затем прославился серией коррупционных скандалов. В Тунке стало неспокойно. Перестрелки, восстания глав поселений, внезапно переходящих из «Единой России» в оппозицию, жалобы жителей на беспредел. Своей непредсказуемостью и эксцентричными выходками Самаринов держал в напряжении не только район, но и руководство Бурятии. Немного погодя стало ясно, что Самаринов превратился для Наговицына из надежного и выгодного партнера  в обузу, источник постоянной головной боли, оставшись хорошим управленцем и бизнесменом, но плохим политиком. По бизнес-терминологии он стал для Наговицына «токсичным активом», в результате чего вопросы начали возникать в Москве уже к самому Наговицыну.

На большом воздушном шаре

Все было бы тихо-мирно, шито-крыто, если бы не общественник Аркадий Зарубин, который сумел пробиться на медиафорум Общероссийского народного фронта «За Россию!» и проинформировать в апреле прошлого года президента России Владимира Пу-тина о злоупотреблениях властью главы Тункинского района Андрея Самаринова.

Прошло полтора года. За это время Самаринов пытался обелить свой имидж то заявляя, что своим вопросом Зарубин опозорил всю Бурятию, то, напротив, привлекая его на свою сторону и приглашая на работу в районную ад-министрацию. Как следствие — включение Тунки в карту автопробега ОНФ с участием руководителя центра поддержки журналистов, заместителя председателя исполкома ОНФ Натальи Костенко, которая лично разбиралась во всей этой истории.

Позднее Аркадия Зарубина прямо в здании ад-министрации района избил сотрудник ад-министрации. А недавно был арестован партнер Самаринова по бизнесу — некто Золотарев, о котором писали, что он дал следствию какие-то важные показания. Наблюдатели связали это событие с последующим увольнением Мотошкина с должности руководителя УКС минстроя. То есть с должности управляющего потоками бюджетных денег на строительство в Бурятии. Теперь с поста главы района уходит и Самаринов. Возможно, арестовав Золотарева, следствие ухватилось за ниточку в коррупционных схемах. Осталось только раскрутить весь этот клубок.

Члены команды Наговицына уходят. И спешка, с которой происходят отставки, невольно напоминает картину, когда сквозь бурю летит воздушный шар с раскачивающейся гондолой. Шар пробит в нескольких местах. И путешественники в панике среди ревущих потоков дождя и ветра, огибая в темноте скалы, выкидывают за борт все, что может облегчить гондолу. Выбрасывают балласт. Выбросили за борт одного, другого…

Так почти детективная история подошла к логическому завершению. Что это означает? Это означает, что общественность взяла верх. Что закон и здравый смысл восторжествовали. Что для адекватной реакции руководству Бурятии понадобилось полтора года. А ОНФ показал себя эффективной силой, способной решать вопросы в рамках законодательства.

Кто следующий?

Однако история отставки Самаринова лишь небольшая часть гораздо большего явления — режима Наговицына. Важно понять, что означает отставка Самаринова для главы Бурятии. Либо Наговицын действительно решил сделать перезагрузку перед выборами, очиститься от всех наслоений и токсичных активов, сбросив балласт, и налегке идти на выборы. И тогда нам стоит ожидать соответствующей нейтрализации остальных раздражителей общественного мнения: увольнение оскандалившегося с плагиатом диссертации ректора БГУ Мошкина, отставку отягощенного семейной драмой спикера Народного Хурала Цырена Доржиева и непопулярного мэра Улан-Удэ Александра Голкова, увольнение в связи с утратой доверия ряда глав муниципальных образований, прежде всего, главы Кяхтинского района Буянтуева. Либо Наговицын лишь имитирует «перезагрузку», на деле оставаясь тем же Наговицыным, в период правления которого Бурятия деградировала во всех сферах. Прежде всего — в сфере морали и законности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 11 ноября 2015

Заголовок в газете: Наговицын сбрасывает балласт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру