Арнольд Тулохонов: во всем виноват Леонид Потапов

Причина явных неудач Вячеслава Наговицына – кадровый голод – грозиться перейти в наследство очередному главе Бурятии

Сенатор Арнольд Тулохонов, делегированный в Совет Федерации от органов исполнительной власти Бурятии, выступая в эфире первого альтернативного телевидения (АТВ-Медиа), поверг в смятение ведущего авторской программы «Багдаев» Батодалая Багдаева неожиданным заявлением.

Причина явных неудач Вячеслава Наговицына – кадровый голод – грозиться перейти в наследство очередному главе Бурятии
Вячеслав Наговицын и Леонид Потапов. 2007 г.

Ученый и политик высказал мысль, что — цитата: «Сегодняшние события и обвинения в адрес Наговицына это результат работы Потапова (первого президента Бурятии. — Авт.), который двадцать лет подготовкой кадров не занимался». Ведущий выдохнул: «Все понятно» и сменил тему. «МК» решил подхватить.

Коварство президента?

Несмотря на недосказанность, мысль Арнольда Тулохонова ясна: в 2007 году Леонид Потапов передал в наследство Вячеславу Наговицыну не только республику, но и свою команду, которая, как зачарованная, развалила Бурятию изнутри словно троянский конь. Отсюда, по мнению сенатора, и все «сегодняшние события» и «обвинения в адрес Наговицына». Большего коварства и придумать нельзя!

То, что Бурятия разваливается, Арнольд Тулохонов, конечно же, прав — к бабке не ходи, что бы там ни говорила статистика от экономики, курируемой Татьяной Думновой, работавшей, к слову, в должности министра еще в бытность Леонида Потапова.

То, что костяк команды Вячеслава Наговицына по-прежнему составляют люди из последнего состава кабмина первого пре-зидента Бурятии, тоже совершенная истина, не поспоришь. Тогда, в 2007 году, «новое-старое» правительство Вячеслава Наговицына оказалось на 90 процентов «потаповским», если не больше. Новыми фигурами в его команде стали Александр Чепик, взявший под уздцы всю экономическую сферу Бурятии, и бывший вице-губернатор Воронежской области Александр Ковалев, пробывший в должности главы ад-министрации Наговицына менее одного года. Затем его сменил Петр Носков, человек опять же из команды Леонида Потапова.

Новые люди пришли к руководству культурой (Юлия Ангаева, Тимур Цыбиков) и имуществом (Леонид Мотошкин, которого, однако, скоро сменила креатура Потапова Маргарита Магомедова). Селом был поставлен руководить Жаргал Батуев, деятельность которого к тому времени уже была отмечена скандалами. Где теперь этот Батуев?

Список неудачных назначений можно продолжать. Достаточно вспомнить Александра Манзанова, которого в кресло министра сельского хозяйства привел Александр Чепик.

Во всем виноват Потапов?

Арнольд Тулохонов последователен в своем стремлении выгородить шефа: на вопрос Багдаева, в чем он видит причину провала проекта «Байкальской гавани», сенатор сказал, что она в «непрофессионализме нашего правительства». И уточнил: «федерального, в первую очередь».

Но как человек, пусть даже бывший пре-зидент Бурятии, оставивший эту должность почти 8 лет назад, может влиять на «события», а тем более на «обвинения в адрес Наговицына»? Вопрос вовсе не риторический, если учесть, что с той минуты, как Потапов покинул площадь Советов, он не занимался публичной политикой, и, в отличие от того же Геннадия Айдаева, не пытался вернуться в нее ни под каким предлогом. Все последние годы (за исключением небольшого периода работы в ад-министрации пре-зидента РФ в Москве) Потапов мирно трудился в БНЦ в должности ведущего сотрудника, посвятив себя (и не без успеха) законодательному обеспечению стратегического планирования в экономике. Подписанный в 2014 году пре-зидентом Россия ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» стал результатом его научной деятельности.

Недолго сказка сказывалась

Сегодня даже некоторые критики «эпохи Потапова» соглашаются, что многие новаторские решения и действия экс-президента Бурятии позволили к 2008 году вывести наш регион «на траекторию стабильного и устойчивого развития после распада СССР, разрушения государственной экономики и социального хаоса 90-х годов». Бурятия обнадеживающе смотрелась на фоне других российских регионов. И ей прочили лучшее будущее.

Наговицын стартовал с хороших позиций. Во всяком случае, именно они (эти позиции) дали «молодому» главе повод для разработки прорывного прогноза, согласно которому в 2017 году республика должна была выйти на бездотационный режим развития (сейчас 50 на 50). Что собственные доходы вырастут с 12 до 68 миллиардов (сейчас около 24). Что будет построена Мокская ГЭС, а корпорация «Металлы Восточной Сибири» освоит и выведет на проектные мощности десятки (!?) месторождений полезных ископаемых. Что будут воплощены в жизнь все основные проекты особой экономической зоны «Байкальская гавань». Что встанет на ноги крупное аграрно-промышленное производство, и к нам придет газификация. Не останется ни ветхого, ни аварийного жилья. Полностью ликвидируются очереди на социальное жилье, а к 2011 году исчезнет и очередь в детские сады. Не жизнь, а сказка!

И если что-то из этого не получилось (а не получилось ровным счетом ничего), то, по мысли Арнольда Тулохонова, виноват в этом не Вячеслав Наговицын, а Леонид Потапов, который «двадцать лет не занимался кадровыми вопросами» и не весть что подсунул своему преемнику в довесок к прекрасной республике, стоящей на низком старте в светлое будущее.

Неоправданные надежды

Конечно, после многолетнего правления Леонида Потапова у жителей Бурятии возникла определенная психологическая усталость. Страна менялась, перемен хотели и мы. Внешне Вячеслав Наговицын в образе седеющего Алека Болдуина, соратник успешного томского губернатора Виктора Кресса отвечал этим ожиданиям.

Но уже по окончании первого срока его руководства народ почувствовал разочарование. Наговицын не смог ни привести с собой свою команду, ни сформировать ее здесь. В своем первом интервью в Бурятии, которое Вячеслав Наговицын дал именно «МК» и автору этих строк, он говорил:

«Я не связан никакими обязательствами перед людьми Леонида Потапова. У меня одно обязательство перед жителями Бурятии — сделать жизнь людей лучше. Вот этим принципом я и буду руководствоваться при формировании правительства республики. Возможно, многие останутся. Люди работали добросовестно под определенные цели и задачи. Сейчас будут другие цели и задачи и другие требования, ведь мы не можем топтаться на месте...».

В результате на ключевых постах в его «новом» правительстве остались те же люди — Иннокентий Егоров, Петр Носков, Татьяна Думнова, Валерий Кожевников, Владимир Рубан, Сергей Намсараев, Баир Бальжиров…

Очевидно, Наговицына устраивала такая ситуация, поскольку со старой командой он в целом бесконфликтно вписывался в чужой для него регион: «Единственное, что меня беспокоит, это отсутствие опыта политической работы, тем более в многонациональной республике. Я буду советоваться с аксакалами, мудрыми, опытными и умными людьми, которые смогут отвести меня от опрометчивых шагов», — говорил Вячеслав Наговицын в том же интервью «МК».

На месте сигнал был понят ясно, радикальных изменений в составе правительства не произошло, а, значит, не будет и радикальной смены курса в экономике. На словах новый глава обещал обновление, другие горизонты, в действительности лишь воспользовался плодами деятельности старого пре-зидента и продолжил начатые Леонидом Потаповым проекты, включая «Байкальскую гавань».

Два стиля

Фирменным стилем кадровой политики Леонида Потапова было назначение на ведущие должности людей, прошедших на виду у коллективов все этапы профессионального роста.

Иные кандидаты от Вячеслава Наговицына являются нам как черт из табакерки. Достаточно назвать нового министра промышленности из Новосибирска Алексея Мишенина. Или бывшего министра сельского хозяйства Александра Манзанова, о котором решительно ничего не было известно ранее — кто он, откуда, какие заслуги?

Отсюда — еще один «фирменный стиль» кадровой политики Вячеслава Наговицына. Это, как ни печально, «сдача» работавших с ним людей. Не смогли сработаться с Наговицыным Александр Ковалев и зампред Андрей Полосин (съели местные группировки). Наталья Хамаганова пала жертвой детского омбудсмена Павла Астахова. При загадочных обстоятельствах покинули должности Владимир Рубан (по слухам, не захотел нести ответственность за сомнительные схемы в освоении денег на капитальное строительство) и Баир Ангаев (якобы за некие финансовые нарушения, будто бы выявленные в ходе  контрольных  проверок Счетной палатой РФ). Плохо ушли Матвей Гершевич и Вячеслав Бумбошкин (подозрения в «нецелевке»). И, наконец, как квинтэссенция стиля — отставка Андрея Самаринова за фактически недоказанные судами злоупотребления.

Не исключено, что ошибки Наговицына исходят из отсутствия желания слушать другие мнения. Если Потапов, прежде чем принять серьезные кадровые решения, советовался с разными людьми и группами влияния, то сейчас кроме Петра Носкова вряд ли он кого слушает.

Вот один из последних вроде незначительных, но показательных ляпов. Во время поездки в Кижингу вместе с председателем Народного Хурала Бурятии на встрече с жителями района на сцене за столом в президиуме оказались только он и глава муниципального образования Лхасаранов. Спикер Цырен Доржиев и депутат от Кижинги почему-то сидели в зале в роли слушателей. И это — при равенстве двух ветвей власти и у депутата на его округе?

Сейчас на исходе второго срока полномочий команда Вячеслава Наговицына также не претерпевает изменений, а значит, сигнала к обновлению и смене курса нет. Программу социально-экономического развития «Стратегия-2030», на которой, говорят, Вячеслав Владимирович собрался, как на лыжах, въехать в третий срок, курирует завтрашняя пенсионерка Татьяна Думнова. Борозды она, быть может, не испортит, но и глубоко не вспашет.

По сути это означает, что и третий вероятный его срок не принесет долгожданного обновления — ни новой работоспособной команды, ни новых идей. Продолжаем проедать то, что не доели, хотя за эти почти восемь лет Вячеслав Наговицын мог бы изменить все, в том числе — избавиться от кадрового наследия Леонида Потапова, столь нелюбимого Арнольдом Тулохоновым.

Но ведь и Вячеслав Наговицын по большому счету так и не добился видимых результатов в «кадровой политике». Приди завтра к руководству регионом новый глава, назначенный им в Совет Федерации другой сенатор с полным основанием сможет обвинить его предшественника, в том, в чем Арнольд Тулохонов сейчас обвинил Леонида Потапова. В этом смысле я не завидую будущему главе. С кем ему работать?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 18 ноября 2015

Заголовок в газете: Троянский конь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру