Четверть века живет отшельником в глухой байкальской деревне классик современной драматургии Степан Лобозеров

Бурятский драматург построил на свои деньги церковь с приходом и воскресной школой

3 февраля 2016 в 05:45, просмотров: 6783

Наверняка если спросить у современных студентов, школьников, что вы знаете о самом успешном драматурге Бурятии последних десятилетий Степане Лобозерове, то многие сочтут его далеким классиком и очень удивятся, что классику всего 68 лет и живет он в ста километрах от Улан-Удэ.

Четверть века живет отшельником в глухой байкальской деревне классик современной драматургии Степан Лобозеров
фото: Татьяна Никитина
Степан Лобозеров.

В этот маленький поселок на станции Посольск Кабанского района, у самого берега Байкала, каждый год звонят и пишут со всей страны десятки известнейших российских театров. Имя Степана Лобозерова не сходит с театральных афиш во многих городах страны, где бурятского драматурга чтут за второго Шолохова, а благодаря публицистическим статьям в газете «Православная Бурятия» — и второго Солженицына.

Парадокс, но широкая общественность Бурятии ничего об этом не знает. Хмурый посольский отшельник Степан Лобозеров не дает интервью, не появляется на телеэкранах, в Интернете и сознательно не фотографируется. На закате жизни Лобозеров предпочел лицедейству дела божеские. На свои средства и с помощью единомышленников без шумихи и рекламы построил в своей деревушке церковку с приходом и воскресной школой. Стал верующим человеком, соблюдает все посты, болеет за русское слово и русскую душу. Однако чем бы ни занимался сегодня Степан Лобозеров, он по-прежнему остается для Бурятии самым успешным писателем современности. Успех в данном случае — это продолжающиеся и по сей день постановки в лучших театрах страны, позволяющие таланту, как в известной песне, всю жизнь получать гонорар. Интересно, возможно ли сегодня повторить в Бурятии нечто подобное?

фото: Татьяна Никитина
Храм Степана Лобозерова (Посольск Кабанского района).

Сибирская деревня — это оригинально и свежо

Сам Степан Лукич, анализируя прошлое, называет свою творческую судьбу простой случайностью, замешанной на везении и удивительном советском времени, когда государство искало таланты, пестовало и создавало для них все условия. Выросший в обычной крестьянской семье, как писали в то время, в селе Большой Куналей Тарбагатайского аймака Бурят-Монгольской АССР, стеснявшийся в институте своего деревенского имени, никогда не состоявший в партии и даже в комсомоле, Степан не собирался становиться писателем.

Закончив сначала музучилище, а потом театральное отделение Восточно-Сибирского государственного института культуры, уехал, подобно множеству других молодых специалистов, работать режиссером в народный театр на село. Помимо сельского клуба вел в школе кружок и никак не мог найти для детей подходящей пьесы. Шли 1970-е годы. Работал Лобозеров в Кабанске, а на выходные приезжал на электричке в Улан-Удэ. Вот там-то, в электричке, скорее всего, и были сделаны первые наброски детской сказки на современный лад. Эта первая одноактная пьеса в жизни Лобозерова была напечатана в сборнике репертуара для художественной самодеятельности, за что автору совершенно неожиданно начислили приличный по тем временам гонорар в 320 рублей.

Успех окрылил и заставил задуматься — а почему бы не попробовать что-нибудь посерьезнее. Так родилась первая пьеса «Маленький спектакль на лоне природы». Он принес ее на семинар местных драматургов и писателей в Улан-Удэ, где его никто не знал. Тогда такие мероприятия устраивались дважды в год в каждом регионе страны. На семинары местных драматургов специально приезжали из Москвы литературные критики, которые читали пьесы, разбирали, давали советы. Когда в 90-е годы Лобозеров, оказавшись с какой-то делегацией в Америке, рассказал об этом американцам, те не могли в это поверить, а поверив, задали один только вопрос: зачем же вы свергли такую власть?

На фестивале в Омске Степан Лобозеров, директор Русского драмтеатра Петр Степанов, худрук театра «Галерка» Владимир Витько.

Тогда, в 80-е, областные театры боялись выглядеть провинциально и во всем подражали столичным мэтрам. Лобозеров же в своей пьесе почти с натуры вывел чудаковатые, но такие узнаваемые деревенские образы, знакомые ему самому с детства. Когда одна из столичных режиссеров, приехавшая в Улан-Удэ с экспертной группой, взяла рукопись в руки, она только ахнула и тут же предложила Лобозерову постановку в Москве, заявив, что это оригинально, свежо и как раз то, что будет иметь успех. Заключение столичного режиссера произвело в Улан-Удэ фурор. «Маленький спектакль» тут же взялись ставить в Русском драмтеатре им. Бестужева.

«Маленький спектакль» и большой успех

Как вспоминала позднее актриса Нина Туманова, «Маленький спектакль» ставил молодой режиссер Алексей Бурков вместе с художником Вадимом Бройко. Этот мгновенно сложившийся творческий союз Лобозеров — Бурков — Бройко наверняка тоже стал залогом успешной лобозеровской судьбы. Пьесы Лобозерова отныне ставил только Бурков. В тот год театр должен был ехать в Москву на всесоюзный конкурс молодых драматургов. Планировали везти «Медею» Еврипида, но опять же приехавший из Москвы критик, отсмотревший репертуар, настоял на том, чтобы в Москву везли «Маленький спектакль на лоне природы». Критик оказался прав. Московский успех был столь оглушителен, что уехал Лобозеров в столицу начинающим автором, а приехал практически маститым драматургом.

Самородка Лобозерова наперебой приглашали то в Ермоловский, то во МХАТ. Если «Маленький спектакль» занимал тогда по популярности второе место по стране, то следующая пьеса Степана Лобозерова «По соседству мы живем», ставшая в 1986 году лауреатом конкурса молодых драматургов и удостоенная приза «Дебют сезона», опередила всех, завоевав своему автору славу первого драматурга в стране. О таком везении можно было только мечтать. Однажды Лобозерову понадобилось предоставить куда-то справку, где выяснилось, что его месячный доход получился 2500 рублей, тогда как президент СССР Михаил Горбачев имел официальную зарплату в 1200 рублей.

В 90-е годы пьесы Степана Лобозерова одновременно ставились на сценах более 200 российских театров, да еще каких! Московский художественный академический театр им. М.Горького, Московский драматический театр им. М.Н.Ермоловой, Санкт-Петербургский Большой драматический театр имени Г.А.Товстоногова, Санкт-Петербургский академический театр комедии им. Н.П.Акимова и многие другие. В 2004 году по сценарию Степана Лобозерова на большие экраны вышел фильм «Именины» (в главной роли — Игорь Петренко). На гонорар от фильма драматург построил в деревне дом и навсегда покинул Улан-Удэ.  

Первый драматург в России — главный человек на Руси

Как долго будут жить на сцене забавные герои Степана Лобозерова, уходящая натура, неизбежно вытесняемая новым временем? Показатель в 200 театров давно уменьшился в три-четыре-пять раз, но и это по нынешним временам считается для драматурга успехом. К 60-летию Лобозерова издан сборник всех на тот момент восьми его пьес, что удается далеко не каждому драматургу.

Его пьесы очень любят в Омском драматическом театре «Галерка», где по инициативе художественного руководителя несколько лет назад был проведен фестиваль одного театра с показом сразу пяти спектаклей по пьесам Лобозерова. Не так давно на московском фестивале «Золотой витязь» был награжден в пяти номинациях спектакль по пьесе Лобозерова «В ста шагах от праздника», поставленный на сцене МХАТа Дорониной. По-прежнему Русский драматический им. Бестужева остается театром, который с полным правом может заявить, что Лобозеров — это их драматург. 

Хорошо сказал когда-то на эту тему бывший главный режиссер ГБАТД им. Хоца Намсараева Сергей Бальжанов: «Хотя и много в произведениях Лобозерова смеха, они далеко не комедийные. «Я так люблю свою родину, что ненавижу» — такой бы эпиграф я поставил к ним. У нас огромная страна, с огромными ресурсами, а как мы живем? И еще хотелось бы заметить одну удивительную вещь. В театрах Бурятии есть собственные авторы. В нашем театре, к примеру, Геннадий Башкуев, драматург совсем иной эстетики. Мы так спокойно к этому относимся, мы даже не ощущаем, какого огромного уровня по сути мы достигли в Бурятии, имея собственных авторов в каждом театре. А ведь как бы хотели иметь таких собственных авторов, как Лобозеров, Башкуев, другие российские театры».

Собственный автор Русского драмтеатра живет тихо и скромно в ста километрах от Улан-Удэ в маленькой деревеньке на берегу Байкала. Он остался верен себе и своему народу, вернулся туда, откуда когда-то уехал, и делает то, что считает нужным — поддерживает русскую деревню. Пусть никто не знает его здесь как заслуженного деятеля искусств России, знаменитого Степана Лобозерова, учившегося когда-то в Москве на Высших курсах при Литературном институте им. А.М.Горького. На спектаклях его никто из соседей не бывал, пьес не читал, да это и неважно. Его знают как Любиного мужа, маленькой женщины, на чьих плечах держатся храм и воскресная школа для детей. Его знают как человека, построившего в Посольске этот самый красавец-храм, человека, к которому всегда можно прийти за живым словом, тем самым, которое и лечит, и учит, и дает надежду.



Партнеры