Виртуальная барахолка: «Меняю сарафан на молоко и сухари»

Жители Бурятии в соцсетях все чаще меняют вещи на еду

Изобретательные граждане не впали в уныние из-за кризиса и безденежья, а взяли на вооружение принцип: «Чтобы получить что-то нужное, надо отдать что-то ненужное».

Жители Бурятии в соцсетях все чаще меняют вещи на еду
Барахолка в Улан-Удэ, 2005 год.

И успешно применяют его на практике. Как и во все времена, люди активно обмениваются между собой одеждой, мебелью, техникой, украшениями — но все чаще предметом торга становятся продукты питания. Спрос и предложение на «виртуальных барахолках» изучил корреспондент «МК».

Социальные сети изобилуют местными пабликами, где, как на блошином рынке, любит собираться народ, чтобы по дешевке купить, продать, выменять одно на другое, или отдать даром что-нибудь ненужное. Мы промониторили некоторые из них.

Ты - мне, я - тебе

Один из таких пабликов называется «Бартер 03» с 10,6 тыс. подписчиками. Судя по объявлениям, люди охотно совершают не только равноценный, но и неравноценный обмен — для одних лишь бы избавиться на условиях самовывоза (выбрасывать-то жалко), а для других — приобрести «необходимую» в хозяйстве вещь.

«Меняю норковую шубку на золотые украшения», «…ковровую дорожку — на комплектующие для ПК», «…автомобиль «Чайзер» и одежду 44 размера в отличном состоянии на брус, 35 кубов», «туристический рюкзак синего цвета 65 литров — на чемодан такой же вместительности, «…платье 42-44 размера (надето один раз) — на хорошую орхидею или комнатную розу», — гласят одни посты.

А вот про еду. «Обменяю бижутерию — на фрукты или вкусняшку», «…браслеты-шарм «Пандора» — на тортик «Аленка», «Средство от блох (купили, но не пользовались) — на шоколадку!», «сарафан 46 размера и штаны для беременных 48 размера — на молоко и сухари…». И еще. Кто-то предлагает «…часы, штаны, платье, куртку, ожерелья, лаки для ногтей, энциклопедию «1001 рецепт красоты» в обмен на маринованные грибы: «Очень интересуют маринованные грибочки». 

Эти примеры — лишь малая толика огромного списка. Некоторые предложения остаются без внимания, некоторые, напротив, вызывают интерес, вопросы и спрос, собирая «лайки» и комментарии. Так, одна девушка посулила туфли, одежду (3 вещи) и бывшую в употреблении косметику всего за… две шоколадки. Всего за пару часов посетительницы «Бартера 03» «забронировали» у «продавца» тени для век, блеск и помаду для губ. За четыре часа некая дама «сбагрила» юбку, «Тирет», тональный крем, лаки для ногтей, шампунь и бальзам, пенку для умывания, часы с браслетом «шамбала», три книги и диск с сериалом «Интерны». И все это богатство за один тортик!

Не выбрасывать же!

Другой паблик с исчерпывающим названием — «Отдам даром, обменяю, подарю 03» имеет примерно одну тысячу подписчиков. Его мы тоже посетили и скоро поняли, что суть этого ресурса четко выражена народной мудростью: дареному коню в зубы не смотрят!

Здесь граждане отдают в дар пуховики, эспандеры, щенков, мебель и всякую домашнюю утварь. На глаза попались юбка 42 размера, кофты 44-46 размеров, купон со скидкой 500 рублей в детский магазин, два больших кресла и «очень старый, но рабочий» холодильник «Океан». Бери — не хочу! В свою очередь, люди часто просят пианино, коляску, гири для спорта, книги по медицине, биологии и психологии, зарядные устройства для гаджетов и ноутбуков, старую сантехнику и ненужные стройматериалы для ремонта квартиры «в черновом варианте» — в общем, всего не перечислишь! 

Причем просящие частенько добавляют к своим постам риторическо-жалобное: «Может, завалялось у кого? Очень нужно!». И это, к слову, действует. Сердобольные и неравнодушные оставляют свои контакты и предлагают помощь. Например, девочка кинула клич: «Нужны подростковые вещи 44 размера — кофты, мастерки, футболки, зимний пуховик для моей знакомой — она из неблагополучной семьи, денег в доме почти нет. Добро вернется бумерангом!». Несколько человек откликнулось, а одна девушка сообщила: «Можем отдать вещи. Размер 44-46, кофты, куртку, пуховик». Хочется верить, что эта одежда и впрямь дошла до своего адресата. И нуждающиеся обязательно встретятся с щедростью земляков.

Наш товар — ваш купец

У виртуальной барахолки «Куплю, продам» тоже около одной тысячи подписчиков. «Продам платье в пол», «…трансформатор», «…цветной телевизор без пульта», «…гараж со светом, печью, большой смотровой ямой», «…кота породы Мейн-Кун возраста 1 год и 2 месяца, с родословной», «…холодильник —  пользовались недолго, около 4 месяцев. Хорошее состояние, самовывоз». «Куплю любую посуду для кафе», «…голову-манекен для парикмахеров», «…солдатские берцы уставные летние…» и т.д.  

Продающие и покупающие указывают цену, адреса и телефоны и практически не оставляют комментарии, видимо, руководствуясь пословицей «меньше слов — больше дела». И, надо сказать, эта группа, в отличие от двух предыдущих, кишит рекламой — разные «ипэшники» и организации рассказывают в ней о своих товарах и услугах — конечно же, за энную плату.

Скажи, что берешь, и я скажу, кто ты

Администраторы виртуальных «барахолок» делят «сидящих» тут пользователей на несколько категорий. Первая — «коллекционеры» (берут все подряд чисто из спортивного интереса). Вторая — «дельцы» (тоже берут все, но для дальнейшей перепродажи и наживы). Третья — «нуждающиеся» (из-за тяжелого материального положения).

Как правило, к ней относятся беженцы, инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки, а также многодетные и малообеспеченные семьи и просто рачительные хозяева. При возможности они продают ненужное, покупают нужное либо меняют первое на второе или вообще получают это задаром.

А всемирная паутина, как оказалось, активно способствует этим операциям.

Мнение экспертов

«МК» задал вопрос: «Почему практика приобретения вещей друг у друга через социальные сети получила такое широкое распространение?» экспертам из разных сфер и получил следующие ответы:

— Причина тому — экономия бюджета в условиях кризиса и новейшие технологии обмена информацией и совершения сделок с минимальными трансакционными издержками. Кризис просто дал дополнительный толчок их распространению, — считает бизнес-консультант, кандидат экономических наук Алдар Бадмаев.   

— Естественно, получая зарплату в 10-15 тысяч рублей, человек не может позволить себе лишних трат и живет по принципу: «Беру что дешевле». А разные тематические паблики как раз и предлагают недорогой товар. Поэтому фактор «выгода» доминирует в сознании человека, — поясняет психолог Владимир Гамбаров. — Но иногда мы забываем о мудрости, что скупой платит дважды. И «бэушные» вещи с рук и без гарантии часто ломаются, приходят в негодность и просто разочаровывают новых владельцев.

Но, увы и ах, многие жители Бурятии не видят иного выхода. Ведь если люди готовы к обмену вещей даже на еду и бесконечно благодарны за «дарение» старой техники и мебели, значит, дело действительно швах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Меняю сарафан на молоко и сухари

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру