Балерина Лия Балданова: вся жизнь у станка

Творческие люди Бурятии о трудности своей профессии

«Не бывает легкой работы, бывает легкое отношение к ней», — гласит народная мудрость. Но даже при огромной любви и истинном призвании к своему делу нужно выкладываться по полной - особенно творческому человеку (ведь в его случае даже легкая «халтура» видна невооруженным глазом).

Творческие люди Бурятии о трудности своей профессии
Лия Балданова.

Конечно, такая отдача имеет моральные и физические издержки. Какие именно — корреспонденту «МК» рассказали «люди искусства».

Нина Туманова, актриса Русского драмтеатра:

Фото: Сергей Примаков.

— Необходимо держать себя в хорошей форме, соблюдать режим питания. Может, кому-то это и дается легко. Мне приходится в чем-то ограничивать себя. Еще не получается оставлять работу на работе. В нашей профессии необходимо постоянно учиться, работая над ролью ежеминутно. Свободного времени нет в принципе. Иногда даже с друзьями нет возможности встретиться. Только если на бегу.

Эмоционально тяжело. Я должна приложить все усилия, чтобы выполнить требования режиссера, воплотить его рисунок в жизнь. Нервная работа, бывает, ночью не уснешь. Если что-то не получается, то постоянно думаешь, мучаешься. Вне зависимости от стажа работы, способностей, с каждой ролью работаешь, как с чистого листа. И когда не получается, чувствуешь себя виноватой. Происходит эмоциональное выгорание, это выхолащивает, опустошает. И необходимо восполнять себя, отвлекаться. Я вот не умею быстро переключаться.

Производственные травмы чаще всего связаны с голосом. Ведь это постоянные нагрузки на голосовые связки, их легко повредить. Если говорить о преимуществах профессии, то, наверное, узнавание, популярность. Конечно, приятно, когда узнают. И не потому, что это я такая замечательная, а в эти минуты понимаешь, что ты, как актер, нужен зрителю.

Мэдэгма Доржиева, певица:

Мэдэгма Доржиева.

— Основное неудобство в профессии певцов — это несовпадение графика выходных и будней с другими людьми. Когда все отдыхают, они работают — и наоборот. В результате ощущение праздника «стирается».

Если спортсмены постоянно держат в тонусе мышцы, то певцы — связки. Банальные болезни вроде ангины или простуды становятся настоящей катастрофой! Обычный человек еще может работать с ними, а вот эстрадный исполнитель — нет, ведь он фактически лишается главного «инструмента» — своего голоса. Приходится бежать за помощью к фониатру и полоскать горло ромашкой! Певцы постоянно испытывают эмоциональную нагрузку и страдают от эмоционального выгорания. Выступишь раз в неделю — и потом восстанавливаешься еще неделю, если действительно «выложишься». А именно так и приходится делать, поскольку слушатели сразу почувствуют фальшь. Даже когда ты больна, вымотана или озабочена проблемами, нужно на время забывать о них, излучать счастье и радость и дарить людям хорошее настроение. И вот сидишь, думаешь, что сейчас надо выйти на сцену и сосредоточить на себе внимание всей аудитории и очень сильно переживаешь. Но многие люди не знают об этих тонкостях и воспринимают твою работу как хобби, развлечение — дескать, иди да спой, сложно, что ли?

Как и любая женщина, я не всегда крашусь и наряжаюсь, в общем, не всегда бываю «при параде» — особенно если куда-то тороплюсь. Некоторые люди замечают это и предают огласке. В одной из соцсетей появилась группа, где критикуют и «троллят» только меня: собрали кучу неудачных кадров и активно обсуждают их. С одной стороны неприятно, а с другой — лестно, ведь если о тебе говорят, значит, ты чего-то стоишь! А неуверенным в себе и обделенным вниманием и любовью «троллям» остается только посочувствовать.

Александр Слайковский, артист Бурятского цирка:

Александр Слайковский.

— Поскольку свою профессию я выбрал сам, меня она полностью устраивает. Но при этом имеет свои сложности. И одна из них — работа по выходным дням, которые и так бывают нечасто. Отсутствие определенного графика: часто приходится работать в режиме нон-стоп, если нужно подготовиться к выступлению. Психологические нагрузки: когда делаешь воздушные номера и работаешь не сольно, а парно, переживаешь не только за себя, но и за партнера и по нескольку раз перепроверяешь реквизит — ведь малейшая деталь играет огромную роль.

Во время гастролей цирковые артисты каждый день выступают на двух-трех концертах. Накапливается усталость, и становится тяжело, даже сон и аппетит пропадают. Но ведь зритель не должен думать об этом. Поэтому нужно продержаться от начала до конца и показать все свое мастерство. Зато когда выходишь сцену, делаешь первые трюки и слышишь аплодисменты, сразу чувствуешь прилив сил — волнение проходит. Ради таких моментов стоит попотеть. А работа и личные проблемы не должны пересекаться — по крайней мере, на сцене.

Ну и, наконец, травматичность — получаешь травмы. Правда, у меня они были незначительные — легкие вывихи, небольшие переломы… Иногда у цирковых артистов порой опускаются руки. Хочется бросить все и уйти. Но нужно понимать, что в нашей профессии важен не только талант, но и упорство. Как говорится: «Если долго мучиться, что-нибудь получится!».

Оюна Батуева, модель:

Оюна Батуева.

— Быть моделью – это очень тяжелый рабочий процесс, ведь порой приходится стоять на каблуках по 13 часов в день, чтобы получился один хороший кадр. Нужно всегда быть начеку и наготове, в любой момент могут вызвать на фотосессию в другой город, а еще — постоянно держать себя в форме, чтобы не появился лишний вес.

Недавно в Хакасии проходили съемки проекта «Календарь» для популяризации зимних видов спорта. Девушки фотографировались в купальниках в ужасный ветер на тридцатиградусном морозе! А вскоре в Москве состоится неделя моды. Меня выбрали несколько дизайнеров, поэтому придется работать как стахановец!

Главный бонус моей профессии — интересные знакомства, постоянные путешествия и, конечно же, известность. Теперь у меня есть подруги по всему миру, с которыми мы регулярно общаемся, и поклонницы, которые пишут, что хотят быть похожими на меня. Это здорово! Правда, иногда популярность мешает — начинается излишнее внимание к твоей персоне. Но в целом «плюсов» больше, чем «минусов». Я очень люблю свою работу!

Лия Балданова, балерина Бурятского театра оперы и балета:

Лия Балданова.

— Профессия балетного артиста требует оставить за бортом все не касающееся ее «за кулисами». Балерина не может позволить себе полнеть. Поэтому нужно постоянно и методично ограничивать себя в еде (те девочки, которые во время учебы перед экзаменами пытались похудеть с помощью таблеток, доходили до нервных срывов и больничных коек). Нельзя прекращать и ежедневные занятия. Даже самые знаменитые примы проводят у станка по нескольку часов в день. Кроме того, необходимо обладать огромной выносливостью — ведь организм переживает колоссальную нагрузку. Но даже это не гарантирует успеха. В балете нет незаменимых. Если ты уйдешь, другой встанет на твое место. Вот почему раньше балерины не имели детей. Сейчас, правда, имеют и быстро возвращаются в прежнюю форму. Но все равно — если ты в балете, он отнимает все время и силы. Ни выходных, ни праздников. Но все это несравнимо с тем, что ты получаешь, когда выходишь на сцену — эмоциями и удовольствием от танца в разных образах под прекрасную музыку и зрительские аплодисменты — лучший подарок. У балетных артистов есть выражение: «Если у тебя ничего не болит, значит, ты уже умер». Каждый день — это борьба. А балет — спорт на пуантах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 16 марта 2016

Заголовок в газете: Наша служба и опасна, и трудна…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру