В музее истории Бурятии открылась главная экспозиция года в деталях и 3D формате

На выставке представлено более 200 экспонатов 17-20 веков

Масштабная выставка «Улан-Удэ в панораме веков» с современными технологиями посвящена 350-летию города и повествует о его истории — от основания до современности.

На выставке представлено более 200 экспонатов 17-20 веков
Фото: Пресс служба Национального музея Бурятии.

В большом зале собраны уникальные фотографии, материалы, документы и личные вещи обывателей и знаменитостей 17-20 веков — всего свыше 200 экспонатов.

— Они предоставлены из фондов государственного архива и Национального музея Бурятии, — рассказывает заведующая историко-краеведческим центром Эржена Найданова. — А также получены из частных коллекций бурятских краеведов Анатолия Сахирова и Виктора Харитонова.

Выставка создавалась около полугода, каждый экспонат имеет свою историю, некоторые из них заслуживают особого внимания. Например, предметы из коллекции музея истории Бурятии под названием «Удинский острог» — топор, скобы, пороховница, «гвозди загнутые», наконечники стрел, фрагменты плоскодонных сосудов и многое другое. Они были найдены в 1988 году во время раскопок под руководством археолога Людмилы Лбовой на Батарейной горе (которая называется так неслучайно — в 1891 году именно на ней располагалась батарея Сибирского казачьего войска) и отражают быт людей, которые проживали в этой местности в 17-19 веках. Они вели хозяйство и, конечно, занимались огородничеством. Поэтому в разных культурных слоях оказались разные по времени предметы.

Ранее же, в конце 1665 года, именно отсюда, с живописного места на скалистом берегу, «пошла» бурятская столица. Тогда отряд служилых людей во главе с пятидесятником Гаврилой Ловцовым и десятником Осипом Васильевым основали в устье реки Уда «ясачное» зимовье для сбора пушнины с тунгусского населения. Через некоторое время оно стало острогом, он — крепостью, а она, в свою очередь, — городом, который дважды менял название. Так, в одной из витрин даже лежит оригинал выписки из протокола №122 Президиума ВЦИК СССР о переименовании Верхнеудинска Бурят-Монгольской АССР в Улан-Удэ от 20 июля 1934.

Фото: Пресс служба Национального музея Бурятии.
Фото: Пресс служба Национального музея Бурятии.
Фото: Пресс служба Национального музея Бурятии.

Напротив — копия штандарта Государя Наследника Цесаревича с изображением герба Российской империи на кейзер-флаге. Само полотнище сшито из кусков белого, синего и темно-красного кашемира, которые образуют крест святого апостола Андрея Первозванного. А двуглавый орел в его среднике выполнен в технике лоскутного шитья и росписи масляными красками. Известно, что 20-21 июня 1891 года будущий император Николай II посетил Верхнеудинск и остановился в доме купца первой гильдии Ивана Голдобина. В честь его визита здание украсили этим знаменем, весь город красиво иллюминировали, а перед Ацагатским дацаном воздвигли триумфальную арку. Ее макет красуется неподалеку.

— Как говорится, Сибирь была покорена крестом и мечом, — отмечает старший научный сотрудник Национального музея РБ Аюна Гуруева. — Неслучайно в зале выставлена пушка-мортира дульнозарядная 1746 года. Ею были вооружены приходившие на эти земли казаки.

Кроме того, есть здесь боевая секира и кольчатый доспех для защиты от поражения холодным оружием — кольчуга, а также большой бокал/чаша — штоф, набор инструментов для кровопускания (довольно, кстати, устрашающего вида) и даже ларец-подголовник для перевозки и хранения ценностей! Такие дорожные сундучки бытовали на Руси до середины 18 века и пользовались популярностью среди торговцев, которые совершали далекие поездки. Они имели скошенную на одну сторону крышку, на ночь ставились в изголовье и запирались на замки с секретом, иногда — с музыкой, которая звучала при повороте ключа. А еще — православная икона «Спас нерукотворный». Его образ часто изображался на знаменах казачьих полков и свидетельствовал о целях этого, казалось бы, воинственного сословия — спасении души, защите веры, народа и Отечества.

Надо сказать, что выгодное географическое положение нашего города создавало благоприятные условия для развития торговых отношений. И вот, по словам экскурсоводов, с 1790 года в Верхнеудинске начинаются ярмарки. «Там продавался чай, шелк, платки, посуда, — говорит Эржена Найданова. — Как видите, в экспозиции представлены некоторые из этих товаров (за стеклом и впрямь размещены брикет чая, изделия из фарфора, утварь из меди, чугуна и бронзы). Кстати, в период своего расцвета Верхнеудинская ярмарка давала торговый оборот размером до трех миллионов рублей. По тем временам это были огромные деньги!».

...Патефоны, отчеты городничих, кресло градоначальника, государственные кредитные билеты, нагрудный знак члена Верхнеудинской городской управы и Верхнеудинского городского народно-революционного комитета, макеты храмов и домов (включая тот, где в 1917 году располагался Верхнеудинский совет рабочих крестьянских и солдатских депутатов), а также генеральные планы 1936, 1960-х и 1980-х годов, предоставленные архитектурными организациями и впервые выставленные на всеобщее обозрение...

Перечислять экспонаты можно долго. А чтобы обойти и изучить выставку, нужно потратить около двух часов. Кстати, ее название — «Улан-Удэ в панораме веков» — очень точно передает суть. Ведь здесь действительно отражены эпохи и главные события в истории нашего города, подчеркивает заведующая историко-краеведческим центром Национального музея:

— Так, во время Великой Октябрьской революции и гражданской войны в нем тоже шли бои, после установления советской власти была столица Дальневосточной республики, в период социалистической индустриализации строились заводы, а во время Великой Отечественной разворачивались госпитали и выполнялись заказы для Красной Армии. ЛВРЗ выпускал минометы и «сорокопятки», а УУАЗ — истребители Лавочкина — все для фронта, все для победы! Дети и женщины вставали за станки, 12-13-летние подростки выполняли норму взрослых мужчин. Все это отражено на стендах.

Ну а уже после войны расцвели театры — оперный, Русский и Бурятский драматические. В витринах размещены их афиши, программки, наряды артистов — лимбэ и хучир Чойжи-Нимы Генинова и костюмы Петра Абашеева и Ларисы Сахьяновой из  балета «Красавица Ангара». А на экране транслируются фильмы об Улан-Удэ разных годов, например, последний ролик 2013 года. В нем наш город показан с высоты птичьего полета.

Не обошлось и без ноу- хау. Студенты и преподаватели кафедры технологии и дизайна ВСГУТУ взяли старые снимки, обработали их и дали им новую жизнь: в экспозиции представлены стереофотографии с объемным изображением и gif-анимации с движущимся изображением. На последних посетители видят, как, например, лошади скачут по ипподрому, а люди проходят через триумфальную арку. Ну а для ребятишек предусмотрены тематические игры вроде паззл и монополии.

— Эта выставка будет действительно главной и по-настоящему интересной — в первую очередь, молодому поколению, которое мало знает историю своего города, — сказал министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков.

«Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — замечают наши экскурсоводы и приглашают на выставку всех желающих. Продлится она до конца сентября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 13 апреля 2016

Заголовок в газете: От острога до столицы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру