В Бурятии отбывающие наказание женщины устроили театрализованное представление к 9 мая

Осужденные женщины сыграли мужчин в пьесе Эфраима Севелы «Моня Цацкес – знаменосец»

На прошлой неделе среди осужденных исправительных учреждений нашего региона стартовал смотр-конкурс художественной самодеятельности к Дню Великой Победы.

Осужденные женщины сыграли мужчин в пьесе Эфраима Севелы «Моня Цацкес – знаменосец»
Театрализованное представление по мотивам повести Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».

Это мероприятие проводится каждый год и неизменно удивляет всех, кто попадает на него. Ведь многие даже не представляют, что преступившие закон и лишенные свободы люди занимаются творчеством — поют, танцуют и «лицедействуют», причем не хуже, а порой — и лучше других. В этом корреспондент «МК» убедился воочию.

Женщины, которые мужчины

Внешне женская исправительная колония №7 общего режима мало чем отличается от остальных ИК. Те же высокие заборы с колючей проволокой и серые здания со строгой пропускной системой. Но за их стенами — совсем другая жизнь. И именно в нее на целый час мы окунаемся с головой. Минуем многочисленные двери и лестницы и, наконец, попадаем в просторный зал. Здесь горит приглушенный свет и стоят деревянные скамейки, на которых сидят десятки женщин в казенной одежде. Пришедших гостей они рассматривают с недоверием и любопытством, переглядываясь и переговариваясь между собой.

Поодаль установлена звуковая аппаратура и небольшая сцена. На ней в ближайшее время осужденные и покажут свой номер — театрализованное представление по мотивам повести «Моня Цацкес — знаменосец» российского писателя Эфраима Севелы, который, как известно, был военным корреспондентом. Пока они готовятся к выступлению, жюри рассаживается за столом. И вот, наконец, режиссер (имя и фамилия не названы по личной просьбе) берет слово:

— Сегодня у нас юбилей, — объявила она. — Уже в пятый раз именно с нашей колонии начинается конкурс к Дню Победы среди учреждений УФСИН Бурятии. Что же касается репертуара, мы целенаправленно остановились на произведении о Великой Отечественной войне, о легендарной литовской дивизии, о реальных людях и событиях. И впервые за пять лет изменили своему принципу — при любых обстоятельствах оставаться женщинами — потому что играем мужчин и надеваем мужскую форму...

«...Четыре года шла война. Это 1418 дней, 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей. Но 20 миллионов погибших... Вы представляете, что это такое? Если бы по каждому из них объявили минуту молчания, страна молчала бы 32 года...».

С этого пронзительного монолога и началось все действо.

Трудности перевоплощения

Но, прежде чем рассказать о нем, надо сказать, что и выбранного писателя, и его повесть очень метко характеризует аннотация к ней: «Эфраим Севела обладает свежим, подлинным талантом и поразительным даром высекать искры юмора из самых страшных и трагических событий, которые ему удалось пережить» (Ирвин Шоу). «О чем бы ни писал Севела,— о маленьком городе его детства или об огромной Америке его зрелых лет, — его творчество всегда пропитано сладостью русского березового сока, настоянного на стыдливой горечи еврейской слезы».

Эту атмосферу удивительно точно, искренне и, не побоимся этого слова, талантливо передали задействованные в представлении осужденные. В течение сорока минут зрители то с улыбкой, то с грустью, но всегда — с затаенным дыханием и пристальным вниманием наблюдали за тем, как рядовой Моня Цацкес и его боевые товарищи шагали по дорогам войны, проявляя смекалку, сохраняя юмор и оптимизм, выходя из безвыходных, казалось бы, ситуаций и, конечно, не забывая о своем народе, который безжалостно уничтожался фашистами в годы ВОВ.

Театрализованное представление по мотивам повести Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».
Театрализованное представление по мотивам повести Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».
Театрализованное представление по мотивам повести Эфраима Севелы «Моня Цацкес — знаменосец».

Сценки очень органично чередовались с танцами и песнями. Вот главный герой гадает на картах жителям русской деревни, а вот попадает в плен к немцам. Вот солдаты пляшут в образе правителей всех времен и народов, а вот исполняют «Кукушку» Виктора Цоя... Даже если артисты порой «сбивались», это совершенно не бросалось в глаза, потому что чувствовалось: они поистине не играют, а проживают роли. Никакой фальши и театральности — сплошные чувства, эмоции и нервы. Как позже объяснили мне сотрудники УФСИНа, персонажи пьесы — обычные бойцы без претензий на героизм — оказались очень близки им по духу.

Тем не менее некоторые сложности при постановке номера все-таки возникали, призналась корреспонденту «МК» одна из актрис — Татьяна Галкина.

— Работа над ним шла довольно долго — два-три месяца, — говорит она. — Сначала мы ознакомились со сценарием. Всем он понравился. Начали репетиции. Готовились ежедневно по два-три часа. Несмотря на то, что порой нам приходилось нелегко, сам процесс увлекал и захватывал.

По словам девушки, выучить наизусть текст на 4-5 листах формата А4 ей было нетрудно: «Просто вдумывалась в его смысл». А вот вжиться в образ Мони Цацкеса — довольно сложно: «Представляла его жесты, манеры, походку…». И все это — при наличии основной работы и небольшого актерского опыта да еще и в рекордные сроки — за пять дней.

Выяснилось, что Таня трудится на швейном производстве и участвует в некоторых мероприятиях клуба художественной самодеятельности, и что буквально в последний момент она заменила исполнительницу главной роли, которая отказалась от нее. Правда, об этом факте нам сообщила не сама Галкина, а режиссер. Она же отметила, что сами осужденные делали костюмы, и объяснила, почему выбор пал именно на вышеупомянутое, а не другое произведение о военном лихолетье:

— Потому что греет.

Выбрать лучших

Впрочем, жюри тоже осталось под большим, а, главное, приятным впечатлением от увиденного.

— От лица всей комиссии хочу сказать вам спасибо. Нам было очень интересно. Вы, как всегда, не подвели, — заявила один из его членов, ведущий специалист отдела воспитательной работы с осужденными Людмила Устинова. — Мы оцениваем художественную самодеятельность по нескольким критериям. Во-первых, массовость. Ваша колония — одна из немногих, где в смотре-конкурсе участвует большое количество осужденных. В показанном номере задействовано целых 20 человек. Во-вторых, костюмированность. Костюмов представлено предостаточно — и в песенных, и в танцевальных номерах. В-третьих, дикция, пластика, выразительность, оригинальность и разнообразие жанров. Все это присутствует. Конечно, женщинам творчество дается проще, чем мужчинам — достаточно приложить усилия и желание. Но, тем не менее, они стараются не отставать и совершенствоваться. А уж насколько хорошо это получается — выяснится в течение месяца. Сотрудники УФСИНа и члены жюри посетят мужскую исправительную колонию №8 общего режима и остальные учреждения, где посмотрят другие номера. А в конце апреля будет издан приказ, подведены итоги, распределены места и объявлены результаты. И, конечно, в глубине души осужденные каждого ИУ надеются, что именно их номер отметят и оценят по достоинству.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: «Потому что греет»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру