Как рушилась бурятская авиация

Какую роль в бурятской авиации сыграло правительство Леонида Потапова

В последнее время в республиканских СМИ периодически обсуждаются проблемы авиации Бурятии. Причины этих проблем кроются в событиях 1998 года, происходивших вокруг ОАО «Бурятские авиалинии» (бывшее Улан-Удэнское объединенное авиапредприятие).

Какую роль в бурятской авиации сыграло правительство Леонида Потапова

Известно, что авиация Бурятии десять с лишним лет назад попала в руки уроженца Улан-Удэ Алексея Попова (ООО «Медиа Групп»), который позиционировал себя «крупным инвестором», но в итоге не выполнивший взятые на себя обязательства по развитию отрасли.

Существуют разные мнения, подчас диаметрально противоположные, о роли в этом процессе еще ряда граждан — бывшего руководителя ОАО «Бурятские авиалинии» Анатолия Абашеева, арбитражного управляющего Аркадия Бадиева, первого пре-зидента Бурятии Леонида Потапова и членов возглавляемого им правительства. Эксперты задаются вопросом: почему в свое время никто не пресек деятельность (бездеятельность) Попова?

Ответили на эти вопросы бывшие чиновники правительства Бурятии и на условии анонимности открыли «МК» некоторые подробности событий тех лет.

ОАО «Бурятские авиалинии» было зарегистрировано 30 мая 1994 года постановлением главы администрации Улан-Удэ с уставным капиталом в размере 47 654 000 рублей. Госпакетом акций (10 процентов уставного капитала) владело правительство Бурятии. Госпакет этот распоряжением пре-зидента Бурятии в апреле 1997 года был передан «для более полного удовлетворения населения республики в авиаперевозках, стабилизации и улучшения финансового состояния ОАО «Бурятские авиалинии» в доверительное управление коммерческому банку «Союзавиакосмос». Однако «доверительное управление» закончилось возбуждением процедуры банкротства авиапредприятия.

Передача акций в управление КБ «Союзавиакосмос» была осуществлена по просьбе тогдашнего руководства ОАО «Бурятские авиалинии» Абашеева. Дело в том, что в 1997 году общество приобрело два самолета Ту-154М у польской авиакомпании LOT. «Союзавиакосмос» участвовал в указанной сделке, да и сам банк специализировался на обслуживании предприятий именно воздушного транспорта.

В 1997-1998 годах «Бурятские авиалинии» задолжали «Внуковским авиалиниям» более 1,8 миллиона рублей — «за пользование чужими денежными средствами», то есть из-за невозврата выручки от продажи билетов на рейсы авиакомпании. Чтобы понять, почему образовался долг, надо вспомнить социально-экономическое положение республики тех лет. ОАО «Бурятские авиалинии» на момент банкротства было единым предприятием, которое занималось и аэропортовой, и авиаперевозочной деятельностью. Считалось, что это противоречило стратегии развития воздушного транспорта в условиях рынка. И, кроме того, препятствовало конкуренции между авиакомпаниями. Долговая нагрузка на экономику предприятия была значительная. Задержка по выплате зарплаты достигала девяти месяцев. Расходы общества никто не контролировал и не стремился их оптимизировать, что хорошо видно на примере тех же Ту-154М. Дело в том, что «Бурятские авиалинии» несли существенные расходы на поддержание летной годности этих самолетов. После покупки машины прошли переделку из «польского» в «российский» вариант: начиная с табличек ВЫХОД и заканчивая авионикой.

Средства на эту переделку были получены от группы компаний «EAST LINE» (владельцы аэропорта «Домодедово»), а рассчитываться предлагалось сдачей в аренду одного из самолетов одноименной авиакомпании «EAST LINE». При этом в договоре аренды между ОАО «Бурятские авиалинии» и авиакомпанией «EAST LINE» Абашеевым был исключен пункт об оплате гарантированного налета, что и привело к «вечному долгу» «Бурятских авиалиний» перед авиакомпанией «EAST LINE» (по причине малого налета). Кроме того, ежегодное продление сроков службы вместо капитального ремонта привело к существенному росту стоимости эксплуатации.

Процедура банкротства авиапредприятия осуществлялась в рамках действующей на тот момент редакции ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В связи с тем, что нормативно-правовыми актами Улан-Удэ и Республики Бурятия ОАО «Бурятские авиалинии» признавалось градообразующим предприятием, банкротство осуществлялось с учетом именно этого важного обстоятельства. То есть продажа предприятия как бизнеса должна была пройти не частями, а целиком и на конкурсной основе. Были последовательно проведены все три стадии банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство. Внешнее управление было введено в сентябре 1998 года, через год продлено еще раз и вследствие отрицательного результата по решению совета кредиторов принято решение о продаже предприятия как бизнеса. Была проведена оценка стоимости предприятия, которую выполнило СГУ «Фонд имущества Республики Бурятия», проведен конкурс, победителем которого и стало ООО «Медиа Групп», возглавляемое Поповым.

Договор купли-продажи был подписан 5 мая 2000 года.

ООО «Медиа Групп», как победитель конкурса, должно было выполнить инвестиционную программу. Срок ее выполнения был определен в четыре года. Целями инвестиционной программы являлись стабилизация финансово-экономического положения ОАО «Бурятские авиалинии», поддержание высокого уровня безопасности полетов, улучшение технического состояния воздушных судов и взлетно-посадочной полосы, улучшение основных технико-экономических показателей деятельности для привлечения новых инвестиций, расширение и диверсификация производства. Для достижения поставленных задач планировалось осуществить финансирование первоочередных потребностей предприятия, в том числе погасить текущую кредиторскую задолженность (включая задолженность по зарплате), отремонтировать воздушные суда, авиадвигатели, светосигнальное оборудование и взлетно-посадочную полосу.

Программа должна была быть выполнена за счет средств инвестора, за счет доходов от эксплуатации воздушных судов и оказания прочих услуг, заемных денег, привлекаемых на условиях платности и возвратности, а также бюджетных средств, выделяемых в рамках государственной программы «Развитие аэропортов России до 2000 года и на перспективу до 2010 года».

На момент продажи предприятия как бизнеса была погашена кредиторская задолженность. Внешних (частных) инвестиций за счет инвестора на текущие нужды так и не последовало. Ремонт воздушных судов созданной после банкротства ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» был выполнен за счет продаж самолетов Ан-26 RA 26560 и RA 26679. Самолеты Ту-154М RA 85827 и RA 85829, вошедшие в уставной капитал авиакомпании «Энкор», прошли капитальный ремонт за счет этой авиакомпании. А реконструкция взлетно-посадочной полосы проведена исключительно на средства федеральных целевых программ. Иными словами, ООО «Медиа Групп» свои обязательства не исполнило, что и привело отрасль к длительной стагнации. Отметим, что правительство Бурятии трижды обращалось в правоохранительные органы с просьбой привлечь Попова к уголовной ответственности за невыполнение условий покупки ОАО «Бурятские авиалинии» (покупателем так и не была выполнена инвестиционная программа развития общества, предусмотренная условиями продажи бизнеса). Органы не находили оснований для возбуждения дела. Бурятским властям, включая администрацию Улан-Удэ, фактически пришлось самоустраниться от судеб бурятской авиации. И о мотивах этого самоустранения остается только гадать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Обрезать крылья

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру