Об этом в понедельник на итоговой пресс-конференции заявил председатель исполкома БРО «ЕР» Михаил Кравченко.
Из всех цифр, которых ждали от организатора праймериз, Михаил Кравченко назвал только данные о явке избирателей. Она — приличная, почти 10 процентов, и оказалась выше, чем в среднем по России. Сведения о лидерах праймериз официально озвучены не были. Председатель исполкома объяснил молчанку не только необходимостью разобраться с жалобами на подвозы, карусели, подкуп и прочие нарушения, поступившие в РИК «Единой России» в день голосования, и по результатам рассмотрения которых пятерка лидеров может поменяться, но и правилами праймериз, установленными для регионов Москвой, за которой последнее слово. Вот почему руководство БРО воздержалось от собственных оценок происходящего и оглашения результатов голосования. Никак не прокомментировал Михаил Кравченко и те цифры, которые утекли в СМИ, подтвердив лишь, что больше всех голосов набрал пока министр образования Бурятии Алдар Дамдинов.
Предварительные, но неофициальные данные о примерном составе первой пятерки лидеров уже достаточно удовлетворили любопытство жителей Бурятии. Ориентируясь на «утечку» сведений, второе место по числу голосов у Николая Будуева, третье, четвертое и пятое, соответственно, у Баира Доржиева, Баира Цыренова и Игоря Зубарева. И если сюрпризов не случится, главной интригой предстоящего политического сезона станет решение Москвы, для которой, судя по всему, порядковый номер в пятерке (десятке) лидеров праймериз — важный, но далеко не основной критерий для определения кандидатов от партии власти на предстоящих думских выборах. Остается только подождать.
Именно об этом руководство БРО «ЕР» и пыталось втолковать СМИ, утверждая, что система подсчета голосов «завязана на Москву»: «Съезд партии оставляет за собой право дать нам кандидатов по одномандатному округу и партийному списку, — отметил Михаил Кравченко. — Это было сразу оговорено. Вопрос на контроле у центра, Москва проводит праймериз, платит за праймериз, устанавливает правила праймериз, организовывает его, мы — проводим, что полностью исключает коррупциогенный фактор».
В этом (в возможности выбора официального кандидата из пятерки, а в некоторых случаях даже из десятки финалистов) — универсальная защита от всегдашнего соблазна снизу протащить в законодательный орган страны «своего» человека, или, как минимум, не допустить «чужака». И устойчивость системы к любому административному давлению.
Согласитесь: теоретически «неугодного» политика за счет возможного использования административного ресурса, может быть, и легко лишить первого, второго и третьего места. Но крайне сложно оставить за бортом первой пятерки. На то и расчет идеи праймериз, призванного вывести на авансцену новых людей в политике, пользующихся реальной поддержкой граждан. Именно поэтому вторым в гонке удалось финишировать Николаю Будуеву, несмотря на попытку давления.
Затея, как мы уже знаем, с треском провалилась, вызвав обратную реакцию в обществе, охотно голосующем из протеста. Не исключено, что в итоге именно поэтому Москва обратит более пристальное внимание на активиста ОНФ в Бурятии, вызывающего устойчивое раздражение со стороны чиновников столицы республики, готовых ради провала одного неудобного политика на любые жертвы, даже на дискредитацию праймериз.
Иными словами, мы становимся свидетелями новой политической реальности с новым поколением политиков, приходящих на смену отживающей свое старой гвардии. Даже если это единственный плюс праймериз, смысл поддержать «Единую Россию» в ее начинании был. Что, собственно, и доказала высокая (выше, чем в среднем по стране) явка избирателей.