Это случилось во время перерыва в заседании, объявленном сразу после допроса свидетеля стороны его защиты Василия Юрлагина. Допрос проходил очень эмоционально, свидетель нервничал, судья вынуждена была попросить Василия Юрлагина сосредоточиться и отвечать вдумчиво.
В конце допроса адвокат стороны обвинения Ермолаев спросил у Юрлагина, в каком году он был осужден. Тот ответил: «А вы не хотите узнать, был ли я оправдан?». Ермолаев уточнил вопрос, поинтересовавшись у Юрлагина, проходил ли подсудимый Валерий Доржиев по этому делу свидетелем? Ответ был получен утвердительный.
Затем был объявлен перерыв, судья Игорь Верхотуров вышел из зала. И настала очередь нервничать Валерию Доржиеву, который — только судья за дверь! — тут же подскочил к Ермолаеву и, опершись руками о стол, зло произнес: «Откуда вы взяли, что я был свидетелем по тому делу?» — в голосе и во всей позе подсудимого чувствовалась явная агрессия. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не судебный пристав, потребовавший у Доржиева соблюдать порядок. Тем не менее обвиняемый порывался подойти к Ермолаеву еще ближе. Но был вовремя остановлен своим адвокатом Самсоновой, которая схватила его за руки и, крепко держа, стала просить успокоиться. Затем они вместе вышли из зала судебных заседаний.
После перерыва судья заявил, что вопрос о судимости Юрлагина был задан закономерно, адвокат имел право его задать. И потребовал впредь «не нервничать и не накалять страсти».
Так о каком же уголовном деле шла речь, и почему так занервничал Валерий Доржиев?
В июне 2008 года Василий Юрлагин стал фигурантом уголовного дела, возбужденного в отношении него по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Дело это очень давнее, 1994 года, и связано с приобретением в личную собственность принадлежащих Сбербанку 286 акций муниципального предприятия ОРО «Плодоовощи» на сумму 30 с лишним миллионов (неденоминированных) рублей.
По данным следствия, в начале 2005 года Юрлагин и Кухтинова (бухгалтер «ОРО «Плодоовощи», а ныне — свидетель по делу Доржиева) решили обратить акции в свою собственность. С помощью копировальной техники они изготовили фирменный бланк министерства имущественных отношений Якутии, на котором напечатали фиктивное «разрешение» от минимущества на продажу акций с указанием их стоимости — 4,286 миллиона рублей, то есть по весьма заниженной цене, по 50 рублей за штуку. В апреле 2005 года Кухтинова и Юрлагин стали собственниками акций, принадлежащих Сбербанку, — по 143 штуки у каждого. В итоге в отношении обоих было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».
Валерий Доржиев проходил по делу свидетелем, поскольку на тот момент (с апреля 2004 по август 2007 года) занимал должность заместителя министра имущественных отношений. По данным следствия, в феврале 2005 года к Доржиеву обратился Юрлагин с просьбой о помощи. Он сообщил, что на предприятии «Горплодоовощи» (тогда оно стало именоваться так) имеется задолженность по заработной плате, которую можно погасить путем продажи акций, принадлежащих Сбербанку. Валерий Доржиев подписал это разрешение.
Будучи свидетелем по делу, высокопоставленный чиновник на допросы к следователю не являлся, за что был оштрафован. Но это еще не все. Со временем в действиях бывшего замминистра имущественных отношений Якутии Валерия Доржиева правоохранительные органы усмотрели признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Поскольку фиктивное письмо, подписанное заместителем министра, достигло цели, оно было представлено в Сбербанк, руководство которого, имея разрешение чиновника, передало искомые акции физическим лицам Юрлагину и Кухтиновой.
Сам Валерий Доржиев пояснил следующее: он подписал письмо, чтобы отделаться от докучливого Юрлагина, и был уверен, что без исходящего номера и официальной регистрации документ не будет иметь юридической силы. Допустим, но тогда получается, что заместитель министра подписывает бумаги направо и налево, не вчитываясь, лишь бы посетитель поскорее ушел? Бред, конечно! С таким подходом к делу можно раздарить полгорода! В данном конкретном случае из-за того, что чиновник ненадлежащим образом исполнял свои обязанности заместителя министра имущественных отношений, Якутску был нанесен ущерб на сумму более 4 миллионов рублей. Тем не менее тогда Валерий Доржиев, что называется, отделался легким испугом.
4 мая 2008 года следователем было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Валерия Доржиева по нереабилитирующим основаниям — в связи с истечением срока давности. Это значит, что вина Валерия Доржиева была доказана, но слишком поздно, когда сроки уголовного преследования истекли.
Можно только догадываться, причиталась ли Валерию Доржиеву из похищенных четырех миллионов рублей какая-либо доля. Вопрос этот, к сожалению, остался без ответа. Зато стало понятно, почему так нервно и эмоционально несдержанно вел себя на суде Валерий Доржиев: его репутация кристально честного человека вновь поставлена под сомнение уголовным делом минувших лет, что может заставить суд по-новому взглянуть на историю о вымогательстве взятки в особо крупном размере…