Павел Астахов взял под личный контроль смерть задержанного в Улан-Удэ полицией подростка

Следствие пока не разглашает детали трагической гибели несовершеннолетнего

На прошлой неделе в Улан-Удэ произошел шокирующий случай. Летним вечером 8 июня на глазах у нескольких человек сотрудники полиции схватили двух парней, применили к ним физическую силу и отконвоировали на допрос.

Следствие пока не разглашает детали трагической гибели несовершеннолетнего

Через несколько часов при невыясненных пока обстоятельствах один из подростков — Никита Кобелев — скончался (предположительно — захлебнулся рвотной массой), а второй (Дмитрий Тутынин) объявился лишь спустя сутки.

По признанию выжившего, парня зверски пытали, добиваясь признаний в якобы совершенных кражах... По этим фактам заведены уголовные дела, ведутся следственные действия. Версии сторон отличаются друг от друга. На ситуацию отреагировали уполномоченные по правам ребенка Бурятии и России Татьяна Вежевич и Павел Астахов. Друзья погибшего создали группу в соцсети и готовят митинг. «МК» в Бурятии» попытался воссоздать всю картину жуткого происшествия.

Татьяна Вежевич.
Павел Астахов.

Поборники справедливости или бандиты в погонах?

Итак, 8 июня вечером в один из магазинов поселка Аршан зашли двое юношей 17 и 18 лет — Дмитрий Тутынин и Никита Кобелев (как выяснится позже, здесь работала девушка Никиты). Вскоре к торговой точке подъехала пара автомобилей. Из них вышли шесть мужчин. Четверо — в «гражданке», двое — в масках и форме с нашивками «полиция». Они вбежали внутрь, быстро прошли в соседнее помещение (пивной бар) и через несколько минут по очереди вывели оттуда двух молодых людей с заломленными руками, рассадили по разным машинам и увезли.

Что происходило в пивном баре, доподлинно неизвестно — видеокамер там, в отличие от фасада и магазина, нет. Однако очевидцы утверждают, что операция по захвату подростков напоминала сцену из боевика, разве что стражам порядка никто не сопротивлялся. «Люди в форме приказали парням лечь, и когда те послушно сделали это, начали пинать их ногами». Затем заковали детей в наручники и увели — «лицом вниз». С тех пор друзья больше не видели друг друга.

Около 10 вечера к пенсионерке Светлане Назаркиной прибежал мальчишка-сосед и рассказал, что группа ОМОНовцев задержала ее внука Никиту и его друга Диму. Женщина сразу сообщила об этом дочери Марине Кобелевой — матери Никиты. Перепуганная родительница помчалась в Железнодорожный отдел полиции. Но там ей не сказали ничего, а посоветовали написать заявление о пропаже сына. Было уже около 11 вечера.

Через несколько часов мучительного неведения матери позвонили из республиканской больницы, попросили привезти документы на ребенка и уже на месте показали труп Никиты. Как и прежде — без объяснений, сказав лишь, что «его привезли мертвым».

События развивались стремительно, загадочное дело о гибели подростка стало обрастать различными версиями. В МВД РФ по РБ заявят, что в автомобиле Никите стало плохо, у него открылась рвота и случилась асфиксия, и что смерть наступила в медучреждении. По версии СУ СК РФ по РБ, парня доставили в больницу уже мертвым. Согласно сведениям из бюро судмедэкспертизы, у подростка имелись гематома на голове и ссадины по всему телу. А само тело мальчика якобы было обнаружено на улице Комсомольской и привезено в больницу.

Таким образом, показания по месту смерти не сходятся, а ее причины вызывают еще больше вопросов. Между тем Никита, согласно справке судмедэксперта, не был в состоянии алкогольного опьянения, а, значит, был способен сплюнуть рвотные массы. Но поскольку не смог сделать этого, то либо был без сознания, либо в зафиксированном положении. То есть при любом из двух раскладов испытывал последствия физического насилия. История Димы — тому подтверждение.

«Перекрывали воздух и били по пяткам»

Мать Никиты, уже получившая известие о смерти ребенка, посоветовала матери Дмитрия искать своего ребенка. Женщина пробегала по всем городским отделениям полиции, но не нашла ни в одном из них (хотя он там был). Почти сутки о молодом человеке не поступало никаких вестей. И только вечером 9 июня Дмитрий, весь в синяках и ссадинах, вернулся домой, куда он добирался своим ходом, где и узнал от родственников, что его друга нет в живых. Они обратились в прокуратуру Бурятии и в следственный отдел по Железнодорожному району, где Дмитрий рассказал все, что знал и лично сам испытал в часы общения с правоохранительными органами.

Из рассказа выжившего парня следует, что его завели в подвал, били по ногам, пяткам и ступням, накрыли одеялом, привязали скотчем к столу, садились на спину, натянули противогаз и перекрывали воздух, «заставляя признаться в кражах...».   

Потом Диму возили по местам якобы совершенных им преступлений, в Советское и Железнодорожное отделения полиции. Затем — в республиканский наркологический диспансер, где взяли анализы на наркотики (они якобы подтвердились), а на следующий день — в суд, где его признали виновным в употреблении гашиша и приговорили к штрафу в 4 тысячи рублей. И лишь тогда отпустили... За все время даже не разрешили сделать звонок.

Тайны следствия

В течение этих дней на официальных сайтах МВД и СУ СК РФ по РБ появилась дежурная информация о трагедии. Согласно ей, по факту смерти Никиты Кобелева возбуждено уголовное дело и начата доследственная проверка по факту хищения и избиения Дмитрия Тутынина. В сообщениях говорится, что в ходе следствия будут тщательно проверены все доводы, проведены необходимые экспертизы, допрошены свидетели...

Следствие идет полным ходом, допрашиваются все участники этой трагедии — выживший мальчик, родственники погибшего, сотрудники полиции. В отделе собственной безопасности МВД уже опознало нескольких полицейских. И пока это — все сведения. Поскольку сейчас проводится проверка причин и обстоятельства смерти подростка, законности действий сотрудников полиции в ближайшее время в интересах следствия не ожидается обнародования каких-либо новых данных, подчеркивают в следственном комитете.

Между тем уполномоченные по правам ребенка и по правам человека в РБ Татьяна Вежевич и Юлия Жамбалова направили обращения руководителю СУ СК РФ по РБ Вячеславу Сухорукову с просьбой взять расследование под личный контроль. «Пока идет следствие, я не могу вмешиваться и давать какие-либо комментарии», — сообщила корреспонденту «МК» детский омбудсмен.

Общественники довели информацию до уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова. В твиттере детского омбудсмена появились первые записи: «Загадочная гибель подростка Никиты из Улан-Удэ после задержания должна быть тщательно расследована!» и — «Уполномоченный добивается полного, всестороннего и объективного расследования внезапной гибели подростка. Дело на личном контроле».

Рыжик

Так Никиту Кобелева прозвали за цвет волос.

Его похоронили 12 июня — в День России. Проводить мальчика в последний путь пришло более ста человек — не только родственники и друзья, но и совершенно посторонние люди. После похорон люди делились впечатлениями, отмечая, что тело Никиты «выглядело странно», а на открытых частях кожи синяки и ссадины не смог скрыть даже грим. На глазу был синяк, на переносице — шишка. Челюсть вывихнута. У тех, кто его знал и любил, сомнений в причинах смерти Никиты не осталось никаких…

«В День России друзья и родственники прощались с Никитой... В голове не умещается все происходящее и до сих пор не верится, что этого пацана уже нет рядом с нами. Мы больше не увидимся с ним, но будем помнить его, пока живы — доброго, отзывчивого, хорошего парня, который, несмотря на короткую жизнь, оставил след в душе каждого из нас».

«Братец, так хочется позвонить тебе и сказать: «Рыжий, давай встретимся».

«Он был достойным уважения парнем — скромным, но духовитым! Дай бог маме сил пережить потерю второго сына. Не прошло и года, как ушел младший брат, который спас тонущего человека, и сам утонул. Мать воспитала лучших сыновей!».

«Помнишь, братан, как на лыжах катались, когда все вместе были... В голове не укладывается, что тебя уже нет».

«Пусть земля тебе будет пухом! Даже не могу представить себе, как будем дальше без тебя. Мы любим тебя»...

Такие записи оставлены и на личной странице парня, и в памятной группе о нем — с громким, но символическим названием, 500 подписчиками и весами правосудия на фото. Здесь же выложен трогательный видеоколлаж из снимков 17-летнего подростка с друзьями. Кстати, многие из них поставили на свои аватарки его фотографию. И планируют организовать митинг, чтобы привлечь внимание общественности к расследованию и восстановить справедливость. Правда, когда он состоится, и состоится ли вообще, никто не знает. Инициатива оценивается неоднозначно. Одни поддерживают, другие — не одобряют, и предлагают дождаться конца следствия.

Сегодня семье Дмитрия помогает искать истину и справедливость вся семья Никиты — в том числе его дедушка, бывший полицейский. Он пишет письма ведущему программы «Пусть говорят» Андрею Малахову и председателю СК РФ Александру Бастрыкину, поскольку считает, что его внука убили, а дело могут «замять».

Мужчина задает резонный вопрос, который на его месте задал бы каждый: «Почему следственные действия в отношении несовершеннолетнего проводились не в присутствии родителей?». Но пока не получил ответа на него — как, впрочем, и на все остальные.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: Его звали Никита

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру