Ветераны авиации Бурятии обратились с письмом к генеральному прокурору России

Будет ли возобновлено уголовное преследование граждан, разваливших бурятскую авиацию

Авторы обращения, в частности, просят генерального прокурора возобновить расследование уголовных дел в отношении граждан, виновных в развале бурятской авиации.

Будет ли возобновлено уголовное преследование граждан, разваливших бурятскую авиацию

Речь идет о продаже «Бурятских авиалиний» в мае 2000 года бизнесмену Алексею Попову (ООО «Медиа Групп»), следствием которой стала потеря большей части парка самолетов, перепродажа самого аэропорта и попытка скрыть в оффшорах на Кипре контрольный пакет акций ООО «Медиа Групп». За комментариями «МК» обратился к одному из авторов письма, бывшему руководителю ОАО «Бурятские авиалинии» Анатолию Абашееву.

Анатолий Абашеев.

— Анатолий Павлович, развал бурятской авиации — дела давно минувших дней! Почему вы решили вернуться к этой теме?

— Действительно, с тех пор как бурятская авиация попала в руки фактического владельца «Медиа Групп» Алексея Попова, прошло более десяти лет. История захвата предприятия была изложена на страницах «Новой Бурятии» нынешней весной и получила широкий отклик общественности. В статье говорилось, что в результате мошеннических действий и финансовых махинаций, начавшихся с продажи в 2004 году двух самолетов ТУ-154М и ликвидации целой авиационной эскадрильи, десятки высококлассных специалистов летного инженерно-технического персонала остались без работы. Сама авиация практически была уничтожена. Алексей Попов выкачивал деньги из авиакомпании, только за период 2006 по 2008 годы из оборота было выведено и перечислено на счета КБ «Экспо Банк» 13,7 миллиона рублей. Огромная по тем временам сумма впоследствии обналичена подельниками Попова в Москве.

Правда эта пришлась не по вкусу тем, кто стоял в те годы у руля республики, и при попустительстве которых авиация Бурятии была сломлена и обескровлена. В результате стали появляться публикации, пытающиеся ввести общественность в заблуждение по поводу истинных виновников развала отрасли. Одна из таких статей вышла в вашей газете со ссылкой на членов правительства Бурятии, давно ушедших на пенсию и пожелавших остаться не названными «экспертами».

Сразу скажу — эти «эксперты», что называется, валят с больной головы на здоровую, не представив никаких доказательств, потому что их просто не существует. В частности, анонимные «эксперты» утверждают, что в 1997 году передача акций «Бурятских авиалиний» в управление КБ «Союзавиакосмос» была осуществлена по просьбе тогдашнего руководства ОАО «Бурятские авиалинии», то есть по моей просьбе. И что якобы «Союзавиакосмос» принимал участие в сделке по покупке нашим предприятием двух самолетов Ту-154М. Во-первых, я никого и никогда не просил о передаче акций в доверительное управление кому бы то ни было. И по доброй воле никогда этого не сделал бы. Хотя бы потому, что Алексей Попов имел к «Союзавиакосмосу» самое прямое отношение.

Во-вторых, «Союзавиакосмос» никакого участия в сделке не принимал.

— Как было на самом деле?

— В труднейшие для страны 90-е годы авиапредприятие самостоятельно приобрело два самолета ТУ-154М за счет кредитов, взятых в КБ «БинБанк», самостоятельно провело подготовку экипажей и начало эксплуатацию самолетов на магистральных и международных авиалиниях. Весь коллектив тогда еще единого авиапредприятия (а это 1,5 тысячи человек) внес свой вклад в приобретение и освоение нового для бурятской авиации типа машин, пока авиапредприятие — подчеркиваю! — самостоятельно же не рассчиталось по взятым банковским кредитам. Но самолеты эти были безвозвратно потеряны, теперь их не вернуть…

— Как это произошло?

— В апреле 2001 года на совещании под председательством первого президента Бурятии рассматривался вопрос о сотрудничестве с Челябинской авиакомпанией и создании АК «Энкор». В качестве уставного вклада республика предлагала передать два наших самолета ТУ-154М. Я выступал категорически против этого, но услышан не был. Впоследствии это сыграло роковую роль в судьбе авиапредприятия и коллектива, и привело к прекращению полетов, продаже Алексеем Поповым самолетов, ликвидации эскадрильи и бурятского филиала АК «Энкор». Что касается моей роли во всем этом, то я, как бывший руководитель авиапредприятия (с 1985 по 1998 годы), вопреки заверениям анонимных «экспертов», старался, как мог, чтобы сохранить авиацию единым комплексом. Как руководитель предприятия, с Алексеем Поповым ни в каких совместных делах не участвовал. Еще в 2000 году, понимая, к чему может привести приватизация авиакомпании, я добился принятия распоряжения правительства Бурятии об участии республики в создании ОАО «Авиакомпания «Бурятские авиалинии» и ОАО «Международный аэропорт Улан- Удэ» с 10-процентной долей республики в каждом обществе. Это гарантировало контроль над деятельностью ООО «Медиа Групп». Однако через три месяца распоряжение было отменено другим распоряжением — без каких-либо комментариев и пояснений. Иными словами, контроль был утрачен со всеми вытекающими из этого последствиями.

— Известно, что в 2003 году прокуратурой Бурятии возбуждалось уголовное дело в отношении Алексея Попова. Почему оно не было доведено до конца?

— Уголовное дело было возбуждено по ст. 159 УК РФ. Однако в июне того же года глава Бурятии обратился к генеральному прокурору России (тогда еще Устинову). Вот цитата из его обращения: «Есть основания полагать, что данное уголовное дело имеет заказной характер с целью компрометации общества «Медиа Групп» и возбуждено оно по сомнительным основаниям». В письме экс-президент указывает, что Алексей Попов не является участником «Медиа Групп» и не является выгодоприобретателем по сделке о продаже самолетов! Хотя вряд ли Леонид Потапов не знал, что учредителем ООО «Медиа Групп» является супруга Алексея Попова — Ирина…

— Муж и жена — одна сатана…

— В завершение письма глава Бурятии предлагает: «Учитывая вышеизложенное, а также явно заказной характер данного уголовного дела, прошу рассмотреть вопрос о законности действий следственных органов и органов прокуратуры РБ, связанных с возбуждением и расследованием данного дела, а также предпринять все необходимые меры для восстановления нарушенной законности». С тех пор ни одно из возбужденных уголовных дел не было доведено до логического конца. Несмотря на то, что с 2011 года по различным заявлениям производились проверки сотрудниками УБЭП и следственного управления МВД РФ по РБ. Но всякий раз правоохранительные органы необоснованно отказывали в возбуждении уголовных дел, доводы заявителей не проверялись, лица, фактически получившие и распорядившиеся миллионами, не устанавливались, виновные к ответственности не привлекались. Всем и все сошло с рук…

— Как повели себя республиканские власти в 2004 году, когда и до них, наконец, дошло, что Алексей Попов не выполнил условия сделки о купле-продаже предприятия и отрасли грозил развал?

— Им ничего не оставалось делать, как констатировать факты. В ноябре 2004 года опять же под председательством президента Бурятии было проведено совещание на тему «Состояние и перспективы развития аэрокомплекса Бурятии». В протоколе совещания указано, что ООО «Медиа Групп» не выполнило условие договора купли-продажи предприятия (бизнеса) как имущественного комплекса ОАО «Бурятские авиалинии» от 5 мая 2000 года. Правда, были даны конкретные указания внести в правительство предложения о целесообразности расторжения договора с Поповым и привлечении Счетной палаты Бурятии к изучению вопроса правомерности продажи самолетов ТУ-154М. Но, как известно, подобное сотрясание воздуха ни к чему не привело. Такая же участь была уготована и ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ», проданному Алексеем Поповым пяти сомнительным юридическим лицам из Красноярска. Я лично пытался остановить эти мошеннические сделки, обращался в различные инстанции, в том числе к Леониду Потапову. Но вскоре единоличным решением Алексея Попова я был уволен. Почему крупномасштабной махинации с аэропортом был дан «зеленый свет» — вопрос, который также остается без ответа.

Конечно, легендарные наши самолеты ТУ-154М республика уже не вернет. Но что мешает восстановить справедливость в интересах общества и государства? Этот вопрос в своем обращении ветераны авиации и задают генеральному прокурору России Юрию Чай-ке. Ведь ныне работающие авиаторы Бурятии до сих пор находятся под гнетом этого криминального наследия. А мошенники разгуливают на свободе.

— Скажите, нынешние власти Бурятии как-то пытались повлиять на ситуацию?

— Когда пришел к руководству новый глава республики Вячеслав Наговицын, аэропорт с его проблемной взлетной полосой находился в удручающем состоянии. Глава столкнулся с явным нежеланием собственников аэропорта вкладывать средства в его модернизацию. Криминальное наследие в республике засело так прочно и так глубоко, что он не захотел бороться с этим (себе дороже) и вынужден был признать публично, что все произошедшее с авиацией Бурятии — это большая ошибка. Тем не менее на все наши обращения по наболевшему вопросу авиации мы получали отписки. Конечно, Вячеслав Наговицын приложил некоторые усилия, чтобы «аэропорт» вернуть обратно в Бурятию. Но это лишь полдела. Конечно, можно купить новые самолеты, можно построить новую взлетно-посадочную полосу, новый аэропорт. Но ныне живущие авиаторы, пережив такую моральную травму, и теряющие веру в нашу власть, уже не смогут сохранить авиацию Бурятии, история которой ведет отсчет с 1926 года. Если не будет дана правовая оценка действиям всех лиц, участвовавших прямо или косвенно в краже бурятской авиации. И мы просим генерального прокурора честного расследования всех мошеннических действий Алексея Попова и его подручных…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 15 июня 2016

Заголовок в газете: Разбор полетов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру