Должность первого заместителя Минобрнауки Бурятии все еще «закреплено» за Николаем Мошкиным

Депутаты Народного Хурала вновь рассмотрели вопрос о БГУ

На прошлой неделе республиканский парламент созвал внеочередную сессию, на обсуждение которой был вынесен единственный вопрос, связанный с выборами ректора БГУ.

Депутаты Народного Хурала вновь рассмотрели вопрос о БГУ

После митингов, дебатов, пикетов, создания в республиканском парламенте специальной комиссии по изучению сложившейся ситуации депутаты решили еще раз заслушать как противников, так и сторонников произошедших в вузе перемен.

Формально речь шла о судьбе проекта постановления «О выборах ректора БГУ», в котором главе республики Вячеславу Наговицыну предлагалось отозвать отправленное в мае этого года в Москву ходатайство правительства, рекомендовавшее нынешнего и.о. ректора Николая Мошкина на эту должность. Проект постановления был подготовлен инициативной группой депутатов из 23 человек, вызвал жаркие дискуссии, однако принят не был. И хотя, по заверениям министра образования и науки Бурятии Алдара Дамдинова, даже если бы Народный Хурал проголосовал иначе, это все равно ничего в БГУ не изменило, данная сессия была нужна, заставила кое-кого нервничать, а самое главное, позволила взглянуть на ситуацию немного под другим углом.

Над эмоциональными выпадами и личными обидами, многочасовыми дебатами на тему, что на самом деле происходит внутри вуза, витало главное. Происходящее в БГУ, может, и правильно для самого вуза, позволяет решать какие-то локальные, давно назревшие в учебном заведении проблемы, но в масштабах республики есть тревожный сигнал. Пройти мимо этого сигнала многие депутаты, помнившие, как принимали в этих же стенах 22 года тому назад Конституцию Бурятии, не смогли. Если еще год назад ситуация в БГУ напоминала исключительно бунт недовольных преподавателей и только, то сегодня все изменилось в корне. Внесение изменений в устав вуза, замена выборов ректора его назначением из высоких московских кабинетов практически без альтернативы (или с такой альтернативой, которая до сего времени никому в республике неизвестна), прямо скажем, характеризует организаторов реформ высшей школы не лучшим образом. Проще говоря, если такое сегодня происходит в БГУ, то что в целом Бурятии ожидать дальше?

Депутат Виталий Лыгденов, он же, как выяснилось в ходе сессии, уже бывший сотрудник БГУ, напомнил собравшимся, что вообще-то полтора года назад все начиналось с заявления об антикризисном менеджере, который пришел в вуз, чтобы только подготовить коллектив к предстоящим выборам ректора, а затем вернуться на прежнее место работы. В самом деле, должность первого замминистра образования и науки Бурятии, которую занимал до БГУ Николай Мошкин, оставалась вакантной и в прошлом году, и, что самое поразительное, остается таковой и по сей день. Ключевой пост в министерстве, учитывая участие министра Алдара Дамдинова в многочисленных мероприятиях, в том числе и за пределами республики, не может долго пустовать по определению. Однако место первого зама вакантно, остается таковым вот уже полтора года и наверняка будет оставаться до тех пор, пока Николай Мошкин перестанет быть исполняющим обязанности.

Что хотели сказать депутаты Народного Хурала, разбирая на минувшей сессии ситуацию с вузом, где отныне ректора не выбирают, а назначают, причем назначают где-то в Москве практически без всякой альтернативы? Все происходящее с БГУ, равно как и с другими учебными заведениями высшей школы, красноречиво свидетельствует только о том, что речь идет о потере Бурятией суверенитета, который когда-то здесь действительно был. Не было декларации о суверенитете, а суверенитет был. Когда-то первый секретарь обкома Андрей Модогоев потому и назывался первым, что не только назначал здесь всех руководителей министерств и ведомств, колхозов и совхозов, заводов и фабрик, больниц и школ, но и нес за их работу персональную ответственность. Когда-то в Бурятии без воли «первого» не могли назначить ни министра МВД, ни председателя Верховного суда Бурятии, ни кого-то еще. Директоров, начальников, руководителей не просто выбирали, знали в лицо и по имени-отчеству, но и по реальным делам, которые позволяли этим людям в своей республике делать карьеру, становиться депутатами, министрами и президентами (пример Леонида Потапова).

Повышенный тон сессии и большое количество желающих высказаться на тему БГУ можно объяснить еще и тем, что урезание «парада суверенитетов» в национальных республиках началось на наших глазах. Кому как не депутатам Народного Хурала помнить, как быстро мы отказались от права именовать высшее должностное лицо региона президентом. Впрочем, в отличие от республик Северного Кавказа, Алтая, Калмыкии, Карелии, Коми, Мордовии, Хакасии, в Бурятии переименование произошло не столь стремительно. Несмотря на то, что с просьбой о переименовании перед депутатами Вячеслав Наговицын выступил осенью 2010 года, вопрос вызвал бурные обсуждения, в ходе которых выступающие говорили о том, что изменение, как бы его ни подавали, не соответствует духу Конституции Бурятии, что «право называть высшее должностное лицо — это право субъекта РФ». Закон в Бурятии приняли только весной 2011 года, а называть президента главой республики мы стали с 2012 года.

Немало упреков прозвучало в адрес руководства Народного Хурала, принявшего решение созвать на тему БГУ внеочередную сессию. Под репликами «сколько можно», «это не наше дело», «не будем делать прецедентов», собравшихся пытались убедить, что происходящее в БГУ народных избранников не касается. Депутатов, которых выбрали люди, которым каждый раз на встречах рассказывают самое наболевшее, пытались убедить, что в республике есть что-то такое, что не имеет к ним никакого отношения. На этот счет депутат Леонид Турбянов напомнил всем, что, согласно Конституции Бурятии, вопросы образования есть вопросы внутренней политики республики, решаемые совместно с федеральными органами власти. Согласно той же Конституции, взаимодействует с федеральными органами по этим вопросам глава республики, а вырабатывает эту политику глава республики совместно с Народным Хуралом. Иными словами, вопросы образования, вопросы БГУ депутаты рассматривать не просто имеют право, а обязаны вместе с главой.   

Внеочередная сессия Народного Хурала, посвященная выбору ректора БГУ, и есть пример такого разговора, обойти который нельзя. Жителей республики буквально поставили перед фактом, что ректора ведущего вуза Бурятии отныне будут не выбирать, а назначать из Москвы, и это не могло не вызвать обеспокоенность тех, кому народ делегировал представлять в парламенте свои интересы. Теперь народным избранникам логично будет задать следующий вопрос: что с нами будет дальше?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Конец суверенитету

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру