В Бурятии завершен этап выдвижения кандидатов в Государственную Думу

"МК" оценивает шансы кандидатов в депутаты на победу

С окончанием первого этапа избирательной кампании — выдвижением кандидатов в депутаты Государственной Думы России — взрослое население Бурятии сделалось электоратом, на любовь которого теперь претендуют восемь известных и не очень политиков. Оценим шансы некоторых из них.

"МК" оценивает шансы кандидатов в депутаты на победу

Даже беглый анализ информационного поля показывает активность кандидата от «Партии роста» Михаила Слипенчука и почти полное отсутствие какой-либо деятельности со стороны остальных претендентов.

Что пытается сказать в своих информационных посылах депутат Госдумы, непонятно. Если не считать попыток его аналитиков за счет этого потока окружить Михаила Слипенчука ореолом лидерства, и уже на старте кампании застолбить за ним место основного конкурента кандидату от «Единой России» Алдару Дамдинову.

Но давайте рассмотрим шансы Михаила Слипенчука с точки зрения избирателей — является ли он хотя бы кандидатом на третье место? Ибо, как показывает практика, борьба за электорат в Бурятии традиционно разворачивается между «Единой Россией» и КПРФ. Никаких причин, чтобы это правило не сработало сейчас, не видно.

И это все о нем…

Михаил Слипенчук.

Напомним, что своему нынешнему статусу депутата Госдумы Михаил Слипенчук обязан «Единой России», по партийным спискам которой он и попал в российский парламент в 2011 году. Избиратели за него не голосовали, наказов ему не давали, что является слабым местом всех депутатов-списочников, не связанных личными обязательствами перед жителями регионов. Отсюда — невысокая узнаваемость и, как следствие, лихорадочное выдумывание различных информационных поводов, подменяющих анализ депутатской деятельности «на благо родины».

В работу, как необогащенная руда, идет любое сырье. Например, публикация в одном из дружественных СМИ благодарности от патриарха Кирилла, поступившей в адрес Михаила Слипенчука только за то, что Михаил Слипенчук поздравил патриарха Кирилла с днем тезоименитства. Или освещение в том же СМИ очередной, восьмой по счету, годовщины «Миров» на Байкале, запомнившихся жителям Бурятии дорогостоящими vip-погружениями и безуспешными попытками поиска золота Колчака. При отсутствии подобных же упоминаний в Интернете о седьмой, шестой и даже пятой годовщинах «Миров» на Байкале...

Вряд ли Михаилу Викторовичу и его аналитикам удастся замаскировать информационной шелухой реальную ситуацию, в которой оказался депутат на излете полномочий. Мутная история с оффшорными счетами, внезапное исключение из числа участников праймериз «Единой России», отсутствие видимых результатов освоения месторождений и подчеркнуто холодное отношение к нему со стороны республиканских органов власти, так и не получивших в лице Михаила Слипенчука эффективного лоббиста интересов Бурятии в федеральном центре. Этого не спрятать даже за самой плотной завесой.

Напомним, что «Партия роста», уже получившая прозвище «Простатит» («Партия роста Титова»), была создана всего полгода назад на обломках «Правого дела», возглавивший ее бизнес-омбудсмен Борис Титов провел масштабный кадровый передел, коснувшийся, в том числе, и Бурятии. О «Партии роста» известный кремлевский аналитик сказал, что она «точно доживет до выборов, а там посмотрим». Как бы то ни было, Михаил Слипенчук с его деньгами стал выгодным (для партии) приобретением. Будет ли оно выгодным для самого Михаила Викторовича — большой вопрос.

Темная лошадка

Сергей Дорош. Фото: mvslipenchuk.ru

Новое лицо в бурятской политике — Сергей Дорош, избранный координатором БРО ЛДПР со второй попытки. Как уже сообщал «МК», обе конференции бурятского отделения этой политической партии сопровождались шумными скандалами с вызовом полиции, обвинениями в краже документов и прищемленными в дверях пальчиками члена ЛДПР, пытавшегося пробраться в конференц-зал отеля «Мэргэн Батор» сквозь охрану. Поскольку выборы координатора — внутреннее дело партии, судя по всему, в странностях конференций правоохранительные органы разбираться не стали. Поэтому координатор — Сергей Дорош. Он же — шурин Михаила Слипенчука, он же — кандидат в Госдуму по одномандатному округу. Он же — кандидат в главы Кижингинской районной администрации. То есть поближе к стратегически важному бериллиевому месторождению, лицензию на разработку которого еще в 2005 году получило ООО «Ярууна Инвест» (группа компаний «Метрополь»).

Известно, что Сергей Дорош родился в городе Чехове, прописан в Хоринске, живет в Улан-Удэ, работает коммерческим директором отеля «Мэргэн Батор», принадлежащим Михаилу Слипенчуку, владеет квартирой в Москве. Именно от Сергея Дороша в избирательную комиссию Бурятии поступила первая жалоба на Алдара Дамдинова. В ней координатор ЛДПР пожаловался на тот факт, что порядка 25 процентов членов избирательных комиссий составляют работники сферы образования.

Разменялись на женщину

Оксана Бухольцева.

«Справедливая Россия», раскидав по Улан-Удэ два тиража партийной газеты, внезапно ушла в подполье. Оно и понятно — как объяснить электорату, что вместо объявленного выдвижения по девятому одномандатному округу нынешнего депутата Госдумы Иринчея Матханова баллотироваться будет депутат Народного Хурала, избранная от Северобайкальска Оксана Бухольцева? Ведь отказ Иринчея Эдуардовича от борьбы за мандат можно расценить публичным признанием ее, борьбы, бесперспективной. Что, впрочем, близко к истине. Включение Иринчея Матханова пятым (непроходным) номером в межрегиональном списке «СР» — тоже своего рода оценка Москвой деятельности регионального отделения «Справедливой России», которая к очередной избирательной кампании в Бурятии подошла весьма потрепанной. В частности, в Улан-Удэнском горсовете прекратила свое существование целая фракция «СР» — в связи с переходом ее членов в «Партию роста». В общем, то еще положеньице…

Но поскольку Иринчею Матханову, получившему место в Государственной Думе в наследство от опального губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, ореол политического неудачника не нужен, было решено произвести замену на Оксану Бухольцеву, о шансах которой на мандат говорить не приходится.  

Символичный кандидат

Баир Цыренов.

Как известно, бурятские коммунисты сделали ставку на относительно молодого (29 лет) Баира Цыренова. Депутат Народного Хурала, в биографии которого указывается, что «с юных лет активно занимается комсомольской и партийной работой» (то есть нигде не работал). Вполне себе в традициях советского периода российской истории, что символично! Если, конечно, забыть о том, что кандидаты с подобным послужным списком были хороши на безальтернативных выборах, какими они являлись в СССР, но уязвимы в современной действительности, когда в обществе высок спрос не на партийных функционеров, а на профессионалов с богатым жизненным опытом. Таким, например, мог стать для КПРФ генеральный директор фабрики «Молоко Бурятии» Юрий Тармаев, отчего-то замененный Баиром Цыреновым.

По мнению экспертов, Баир Цыренов — бесспорное украшение партийного списка КПРФ, но как кандидат по одномандатному избирательному округу его шансы не выглядят более высокими, чем у Алдара Дамдинова, прошедшего все ступени профессионального роста — от учителя до министра образования. Ведь одно дело озвучивать на сессиях Народного Хурала решения фракции, другое — лоббировать интересы Бурятии в Государственной Думе, в которой большинство мест принадлежит партии власти. Имеет ли право Бурятия так рисковать единственным мандатом?

О роли личности

Алдар Дамдинов.

Что бы кто ни говорил, лидером этой начинающейся избирательной кампании был и остается кандидат от «Единой России» Алдар Дамдинов, что, в частности, показывают результаты предварительного голосования (праймериз), прошедшего в мае нынешнего года. А также итоги думской кампании 2011 года.

И если кандидат с тех пор ни разу не дал о себе знать (осторожничает), рейтинг его никуда не делся, коль скоро даже самые отчаянные игроки (Михаил Слипенчук) видят в нем своего основного конкурента. А с этим не поспоришь.

Поэтому оценивать шансы Алдара Дамдинова — скучное и пустое занятие, пока все не началось и не закрутилось. А пока не началось и не закрутилось, отметим, что его личные человеческие качества, национальность, место рождения, узнаваемость и прочее будут иметь для избирателей значение гораздо более важное, чем сама «Единая Россия». Собственно, на то и расчет!

И другие…

Баяр Цыденов.

Об остальных кандидатах в Государственную Думу практически ничего неизвестно. Баяр Цыденов, выдвинутый политической партией «Гражданская платформа», представлен как выходец из Закамны и временно неработающим депутатом Народного Хурала Бурятии.

Михаил Косарев выдвинут «Коммунистами России» (есть такая партия), родился в Калужской области, живет в Москве. И хотя получил высшее образование (Институт государственного управления, права и инновационных технологий) в 2010 году, род занятий, указанный в сведениях для избиркома (домохозяин), вызывает вопросы.

Кто из оставшихся претендентов в Государственную Думу от Бурятии пройдет этап регистрации, станет известно в ближайшее время. Тогда и поговорим, взвесив шансы каждого игрока. Но что бы мы ни сказали и какие бы прогнозы ни нарисовали, решение все равно останется за избирателями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру