Останки в Баргузине не могут принадлежать венгерскому поэту Петефи, потому что они – женские

Тибетолог Татьяна Маланова дискутирует с краеведом Алексеем Тиваненко

Когда четверть века тому назад распался военно-политический блок стран Варшавского договора, в Венгрии намечались первые демократические выборы президента.

Тибетолог Татьяна Маланова дискутирует с краеведом Алексеем Тиваненко
Шандор Петефи.

Бизнесмену Ференцу Морваи пришла в голову идея — вывезти «из глубины сибирских руд» останки поэта Шандора Петефи — символ национально-освободительной борьбы венгров и устроить его грандиозные похороны в столице Будапеште. Понятное дело, сам Морваи заработал бы изрядные очки на грандиозной пиар-инсценировке.

Напомню читателю о Шандоре Петефи. Он был убит в битве с казаками при Секешфехерваре в 1849 году. Венгерско-советская группа исследователей изучила закрытые государственные архивы Российской империи. Петефи в списках военнопленных, сосланных на каторгу в Сибирь, не был обнаружен. Тем бролее, что венгры-повстанцы в Сибирь в 19-м веке не ссылались.

Морваи, торговец электрическими котлами фирмы «Мегаморв», спешил найти не столько останки, а нечто, что сойдет за останки героя. Ему нужен был подходящий исполнитель его замысла в Бурятии. Он вышел на краеведа Алексея Тиваненко, пригласил в Венгрию. После встречи двух партнеров по совместной афере высокая трагедия жизни и смерти Петефи превратилась в фарс.

История останков из Баргузина сама по себе — сюжет для закрученного детектива. Четверть века тому назад группа наемных археологов Морваи превратила в лагерную пыль тридцать захоронений бурят-монголов на старом кладбище в Баргузине. Черепа бурят еще долго валялись под окнами баргузинских домов. В тридцать первой могиле копатели обнаружили кости белого человека. Женские останки, которые не были сразу же сфотографированы, хотя именно для этого момента Морваи привез технику: софиты и киноустановку. Женский скелет от мужского легко отличат фельдшер и скотовод. Никакой науки тут не требуется. Тем не менее существует официальная процедура — две экспертизы в Улан-Удэ подтвердили, что останки принадлежат женщине европейской расы. Эксперты музея истории по нательному кресту дополнительно уточнили национальность женщины — польскую. Крест католический и простенькое колечко с женской руки хранятся в музее истории по ул. Профсоюзной. Однако по настоянию бизнесмена повторные экспертизы сделаны были в Москве. Плюс экспертиза черепа по методу Герасимова подтвердила то, что и «ежу понятно» — скелет принадлежит женщине. Всесоюзное общество охраны памятников культуры и истории постановило вернуть останки женщины в родную могилу в Баргузине.

Тем не менее кости польки отправились в Будапешт и затем пылились на складе бизнесмена. Часть костей Морваи возил по экспертизам от США до Шанхая. В конце концов, участник экспедиции Морваи в Баргузин антрополог Кисели перед своей кончиной выкрал основной костяк скелета польки — чтобы защитить польские останки от многолетних надругательств с присваиванием женщине имени мужчины-венгра, и передал их под защиту католической церкви. До лучших времен. Монастырь, думаю, передаст их в Бурятию, если руководство республики озаботится возвращением баргузинки в целом виде (вместе с теми 16-ю косточками, которые таскал по миру Морваи в целях саморекламы). Чтобы упокоить польку с полным ее скелетом, крестом и колечком в родной могиле. Она достаточно претерпела мук после смерти, чтобы и дальше лежать в расчлененном виде в разных странах.

Под своим «Мегаморвом» Морваи сочинил множество верноподданных лилипутских организаций — «Общество Петефи», всемирный конгресс венгров, институт, кинофирмы и еще много чего. Но самым интересным его изобретением обещает стать музей останков родичей Шандора Петефи. Как он заявлял в своем апрельском интервью 2015 года в Улан-Удэ, его сотрудники ищут по всему свету кости родственников Петефи, чтобы их сличить с имеющимися 16-ю костями и собрать целое древо костей Дома Петефи.

На это заявление потомки Петефи вмиг установили постоянную охрану своего мемориала. От греха подальше. Хочу напомнить читателю как в апреле на пресс-конференции в Улан-Удэ бизнесмен Морваи и краевед Тиваненко соблазняли баргузинцев бесплатными поездками в Будапешт для участия в грандиозной акции похорон останков Шандора Петефи на центральном кладбище Будапешта. Это при том, что хоронить было по сути нечего. Даже польского скелета, вывезенного из Бурятии с разрешения тогдашнего зампредсовмина по культуре Бурятии Крючкова, даже его у Морваи уже не было. Впрочем, главным для Морваи делом был очередной пиар в СМИ о похождениях Петефи среди баргузинских бурят. Одна курумканка «вспомнила» предка — Петефи-Петровича.

По сообщению Тиваненко, Оюна Балдакова (внучка курумканца Шата Балдакова) рассказала, что в их роду был некий венгр. Краевед не мог не использовать эту «новость», но напрасно старался. Тиваненковский «Петефи-Петрович», по его заверениям, скончался в 1856 году в Баргузине. А старожилы Балдаковы поселились в Баргузинской долине (на расстоянии 93 км выше по реке Баргузин) через шесть лет после кончины этого самого Петровича. Достоверной датой их переселения с Байкала является год землетрясения — 1862-й.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 7 сентября 2016

Заголовок в газете: Расчлененка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру