Несмотря на недостаток спортивных залов, лукодромов и тренеров, наши лучники продолжают держать марку. Долго это, однако, продолжаться не может, ведь уже сейчас в этот спорт приходит все больше и больше детей.
15 регионов нашей необъятной страны было представлено на турнире. 134 спортсмена из 254 представляли Бурятию, что говорит о массовости этого вида спорта в республике, сравнимом по популярности разве что с борьбой. А, значит, как и борьба, требует к себе особого расположения.
— Этот красивый вид спорта притягивает, — говорит «МК» начальник отдела спорта и подготовки резерва министерства спорта и молодежной политики Бурятии Баир Дашибальжиров. — Есть напряжение. Как в футболе. Там при ничейном исходе бывают пенальти. Здесь точно так же. Футболист стремится попасть в ворота, а стрелок в мишень. Есть элемент противостояния. Я вижу здесь эстетику.
После успеха наших лучниц на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро по всей России начался настоящий «бум». Родители и дети обивают пороги спортивных школ и звонят тренерам, чтобы попасть в секции.
— Конечно, это большой плюс, — рассказывают чиновники минспорта Бурятии. — Но работать с детьми сейчас некому. За небольшую заработную плату заниматься с молодежью стрельбой из лука не хочет никто и нигде. Об этом заявляют и москвичи, и забайкальцы, а в Бурятии с этим и подавно все сложно, хотя желающих — хоть отбавляй.
— Нехватка тренерских кадров — проблема десятков спортивных школ. Конечно, есть специалисты, которые тренируют именитых спортсменов, выступающих на уровне России и уже известных в мире. Но ведь малышей тоже должен кто-то готовить, — продолжает Баир Дашибальжиров.
Найти специалистов можно, и эта задача стоит сейчас перед спортивными школами. А вот перед главой Бурятии еще более сложная цель — построить новый лукодром. После яркого выступления нашей спортсменки Инны Степановой на Олимпийских играх, сделать это — дело чести. К слову, построить лукодром в Улан-Удэ хотели еще в 2012 году, но, как сказал Вячеслав Наговицын, тогда не хватило денег. Сейчас вопрос с лукодромом решен на федеральном уровне. Есть земельный участок и проектно-сметная документация. Требуются лишь некоторые корректировки. Специалисты говорят, что на утверждение проекта и строительство может уйти 2,5 года. И если лукодром построят в эти сроки, то до следующих Олимпийских игр остается всего 1,5 года. Это очень мало, ведь чтобы попасть в состав сборной, нужно где-то тренироваться, завоевывать квоту на чемпионате мира и быть в тройке сильнейших.
В летний период бурятские лучники стреляют на арендованном лукодроме БГУ. Дети занимаются в спортивных школах. К сожалению, хорошей альтернативы этим площадкам в Улан-Удэ нет. Зимой тренироваться на олимпийской дистанции 70 метров — негде. Есть только залы, рассчитанные на дистанцию 18 метров.
— Это то же, что готовить атлета все 4 года на 100 метров, а на Олимпиаде поставить его на дистанцию 3000 метров. Соответственно и результаты будут другие, и адаптироваться спортсмен быстро не сможет, — комментирует Баир Дашибальжиров.
Такая ситуация не только в нашей республике. Светлана Жигжитова тренирует лучников из Забайкальского края. Она отмечает недостаток лукодрома и тренеров в Забайкалье. Вопрос со строительством также находится в «подвешенном» состоянии и, учитывая, что большинство месяцев в году холодные, — он очень нужен. Серебряный призер Олимпийских игр в Рио Ксения Перова продолжает верить, что в Свердловской области, откуда она родом, тоже появится свое спортивное сооружение.
— Наша область богата на спортсменов высокого уровня. Много выросло и воспиталось олимпийцев. Надеюсь, что какое-то комплексное сооружение все же построят, — заключает Ксения Перова.
— Серебряный призер у нас уже есть, а лукодрома до сих пор нет! Лично мне обидно от этого, — делится с «МК» Светлана Гомбожапова, заслуженный мастер спорта СССР по стрельбе из лука.
Ею был воспитан известный лучник Сергей Хутаков, который недавно на альтернативных паралимпийских играх в Новогорске завоевал золотую медаль в смешанном разряде и бронзу в личном зачете. Она не теряет надежду, что успехи ее воспитанника могут быть вознаграждены новым лукодромом в Бурятии.
Стрельба из лука не только красивый спорт, но и очень дорогой. Из-за роста курса доллара цены на обмундирование лучника в разы увеличились. Россия не производит такой экипировки, поэтому каждый спортсмен, тренер или вся команда заказывают все в США или в Корее. Чтобы подготовить спортсмена для участия в соревнованиях на уровне республики, требуются большие вложения — как минимум 200000 рублей. И это еще немного, ведь по-настоящему хороший лук стоит еще больше. Обычно родители отдают ребенка в этот вид спорта в возрасте 11-12 лет. И если через 3-4 года он начинает себя показывать, спортивная школа вкладывается в такого воспитанника.
— Это дорогой вид спорта. Хороший лук стоит больших денег. Найти такой сейчас несложно. Спортсмены приобретают луки на торгах, но они же и жалуются, что эти луки не всегда соответствуют ожиданиям, — говорит Светлана Гомбожапова.
Как бы то ни было, популярность стрельбы из лука в Бурятии стремительно растет, проведение кубка России здесь — тому подтверждение. Время покажет, что из обещанного будет сделано. А пока наши лучники продолжают готовиться к различным чемпионатам, невзирая на сложности. Впрочем, как и всегда.