В Бурятии увековечат 12 георгиевских кавалеров

На музее истории Улан-Удэ может появиться памятная табличка цесаревичу Николаю

А может и не появиться — смотря как разрешится этот вопрос между обществом русской культуры и комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Бурятии. Пока он упирается в противоречия двух сторон — причем даже не финансового, а чисто эстетического характера.

На музее истории Улан-Удэ может появиться памятная табличка цесаревичу Николаю

Дело в том, что вышеназванное общество разработало новый проект под названием «Герои, государственные и общественные деятели в памяти поколений». Он был приурочен к юбилею города и призван воскресить имена людей, которые немало сделали для его становления и развития, а потому предусматривает установку им памятных табличек по всей бурятской столице.

По замыслу, «увековечивания» в камне и металле на ТЦ «Верхнеудинск» должны удостоиться 12 георгиевских кавалеров, возле Одигитриевского собора — посол Федор Головин, на горе Батарейная — основатели Гаврила Ловцов и Осип Васильев, на больнице — врач и краевед Михаил Танский, на бывшем училище — поэт, краевед и фотограф Николай Бурлаков и, наконец, на вышеупомянутом соборе и музее истории города — бывшем доме купца первой гильдии Ивана Голдобина — цесаревич Николай, будущий император Николай II. Ведь, как известно, именно здесь он останавливался, когда посещал Верхнеудинск 20-21 июня 1891 года. Тогда в честь столь знаменательного события это здание украсили копией штандарта наследника государя, а много позже оснастили вывеской, которая гласит, что объект состоит на государственной охране. Правда, не описали там всю предысторию.

— Мы решили восстановить справедливость, — говорит представитель общества русской культуры, художник Сергей Емельянов. — В этом году в рамках своего проекта сделали мемориальную табличку, которую хотели повесить на фасад музея к 125-летию визита цесаревича Николая. Но сотрудники комитета государственной охраны объектов культурного наследия Бурятии не согласовали ее.

Общество «усовершенствовало» изделие и планировало прикрепить его к стене культурного учреждения уже к 350-летию Улан-Удэ. Однако комитет не одобрил и второй вариант — впрочем, как и третий и пока что последний. Он выполнен в черно-бело-золотой гамме (такие же цвета имел гербовый народный флаг) и оснащен массивной металлической узорчатой рамкой. Но, как оказалось, такой облик не совсем соответствует установленным требованиям.

— Мы исходим не только из визуального восприятия, но и из правил безопасности, — подчеркивает заместитель председателя комитета государственной охраны объектов культурного наследия, начальник отдела госнадзора Дугарма Цыренова. — Это очень массивная конструкция. Деревянное здание может просто не выдержать ее. А директор музея не готов взять на себя ответственность за размещение. Сейчас идет обсуждение. Члены общества русской культуры должны поработать над эскизами и пропорциями и представить еще один вариант.

Надо сказать, что все работы они проводили на собственные средства. Правда, в 2016 году их проект участвовал в грантовом конкурсе государственной поддержки некоммерческих организаций, который ежегодно проводится Общественной палатой России, и буквально на днях стал одним из его победителей, получив финансирование около 80 тыс. рублей. Эти деньги пойдут как на покрытие понесенных расходов, так и на изготовление других памятных табличек.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Быть или не быть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру