Как в Бурятии вымогались деньги у предпринимателей

В Советском суде начат допрос свидетелей по делу потребительского общества «Вместе»

В Советском районном суде начат процесс над Маратом Харисовым, называвшим себя предпринимателем, финансовым консультантом, общественным деятелем, но больше известным в Бурятии как создатель потребительского общества «Вместе».

В Советском суде начат допрос свидетелей по делу потребительского общества «Вместе»
Марат Харисов.

Харисова обвиняют в тяжком уголовном преступлении — в вымогательстве денег у ряда местных предпринимателей.

Удивительнее всего то, что еще совсем недавно многочисленные члены ПО «Вместе» довольно активно заявляли о себе в СМИ и сети Интернет именно в качестве главных в Бурятии борцов с коррупцией. Как такое может быть? И почему процесс над Харисовым уже сегодня можно назвать поворотной точкой в отношении государства к подобного рода обществам взаимопомощи, товарищеским кооперативам, сберегательным отделениям, клубам и прочим организациям?

Кто вы, товарищ Харисов?

Принято считать, что в России общество настолько несовершенно, что закон нарушается буквально на каждом шагу. На самом деле там, на цивилизованном Западе, преступлений регистрируется куда больше, просто они другие. Если у нас при нашей бедности львиную долю составляют кражи, разбои и грабежи, то у них — так называемые преступления экономического порядка. Идея прибывшего в 2013 году в Улан-Удэ из Челябинска товарища Харисова состояла в том, чтобы объявить о создании здесь потребительского общества, которое будет помогать предпринимателям в борьбе с коррупцией, а всем прочим людям избавляться от кредитов. Все мероприятие держалось на том, что каждый, кому оказывалась юридическая помощь, должен был написать заявление о вступлении в ПО и уплатить вступительный взнос.

В чем разница между обычной юридической конторой и ПО? Все конторы платят налоги, а ПО — нет. Ты можешь иметь множество товарищей в своем обществе, собирать с них миллионные членские взносы и ни перед кем за это не отчитываться. Риск состоял только в одном — подобные товарищества работают относительно спокойно, пока товарищей в них не слишком много. Как только число членов ПО начинает превышать размеры кружка по вязанию крючком или фитнес-клуба, общество начинает вызывать к себе стойкий интерес правоохранительных органов. Грубо говоря, еще вчера МММ транслировали на всю страну и позволяли работать абсолютно в каждом населенном пункте, а сегодня создателя пирамиды показательно садят в тюрьму, объявляя, что так делать нельзя.

Кто такой Марат Харисов, чья бурная деятельность на почве ПО автоматом включила Улан-Удэ в список городов с развитой финансовой составляющей, ибо в других городах ПО просто не водятся? Ловкий делец, умелый бизнесмен или мошенник, обманом заставляющий предпринимателей раскошеливаться в свою пользу? С одной стороны, назвать то, что делал Харисов обманом, вот так сразу не получается. Все пострадавшие подтверждали, что они не просто отдавали Харисову деньги, а писали заявление о вступлении в ПО «Вместе». Согласно этому документу, отданные деньги были уже не просто деньгами, а вступительным взносом в ПО, за которым следовала полная свобода. Нигде не было написано, что ПО обязано было оказывать своим членам услуги на постоянной основе. Ты мог ни разу и не посетить ПО, не обращаться за помощью, вообще не интересоваться его деятельностью, это ничего не меняло. На суде Марат Харисов то и дело задавал своим обвинителям этот коварный вопрос — писали ли они заявление о вступлении в ПО, обращались ли они в ПО за отзывом заявления, предъявляли ли когда-либо письменные или устные претензии? Никто не обращался, претензий не предъявлял, заявления не отзывал — значит, все было по закону.

ПО «Вместе»: как это делалось

Харисов далеко не первый, кто открыл в Бурятии товарищество взаимопомощи. С подобного же в начале 90-х в Улан-Удэ начал свой карьерный рост бывший министр финансов Бурятии Александр Налетов. Будучи начальником финансового отдела фирмы «ДВС», он организовал при фирме потребительское общество, где за вступительный взнос любой желающий мог приобрести со скидкой телевизоры, холодильники и прочие товары народного потребления. Когда «ДВС» закрылся, а чайники и телевизоры перестали быть дефицитом, ПО начали создавать для прочих целей. «Финансовый консультант» Марат Харисов привлек людей обещаниями защищать права потребителей и решать их финансовые проблемы. Несмотря на то, что только физлица могут быть членами потребительского общества, а юрлица не являются потребителями по определению, ставка была сделана на предпринимателей, которых Харисов ставил перед выбором — вступить в ПО и заплатить взнос, либо иметь проблемы уже с самим ПО.

Как пояснили пришедшие на судебный процесс по делу Харисова предприниматели, они хотели получить у города в аренду земельный участок под киоск или павильон. После того, как заявка на участок подавалась в КУИ (а сведения об этом публиковались в официальном вестнике мэрии), ПО «Вместе» подавало в КУИ заявку на тот же самый участок. Следующим шагом была встреча с «конкурентами», на которой предпринимателям предлагалось вступить в ПО за определенную плату. В обмен — отзыв заявки и клятвенное обещание, что никто впредь не будет претендовать на эти участки. На одну чашу весов ложился вступительный взнос в ПО в размере от 13 до 450 тысяч рублей (цену всегда называли представители ПО «Вместе»). На другую — неизбежные в таком случае для предпринимателя торги, на которых, как правило, цена за участок повышалась. Имело значение и то обстоятельство, что торги чрезвычайно затягивали время оформления участка. Даже если торги и удавалось провести быстро, их результаты могли быть обжалованы. Так что поставить киоски и павильоны в скорые сроки — нечего было и думать. Взвесив все за и против, предприниматели выбирали из двух зол меньшее — вступали в ПО «Вместе» и платили деньги, фактически отступные.

По законам Маркса

Как показали на суде работники КУИ, заявки на участие в торгах по предоставлению в аренду земельных участков под самые разные нужды ПО «Вместе» подавало чуть ли не еженедельно. Кто-то утверждал, что такие заявки были поданы ПО «Вместе» даже на участки под строительство кладбища, водопровода и детского сада. При всем при этом никто не мог припомнить, чтобы ПО «Вместе» хоть когда-нибудь заявилось на торги. Стало понятно, что на самом деле ПО «Вместе» преследовало какие угодно цели, только не желание помочь предпринимателям.

Идеальность данного преступления заключается в том, что, в отличие от той же взятки, здесь никто ни за кем не следит, не ловит за руку и не сверяет купюры. Марат Харисов вполне мог бы требовать вступительные взносы в ПО путем безналичного расчета, это ровным счетом ничего бы не изменило. Идеальность всей этой ситуации заключается в том, что никто ни у кого ничего не вымогал — улан-удэнские предприниматели делали все совершенно добровольно, в здравом уме и твердой памяти. Единственное требуемое в данном преступлении условие — количество действий должно достичь таких размеров, чтобы могло, как в законе Карла Маркса, перейти в качество. Судя по размаху деятельности в Улан-Удэ ПО «Вместе», Марат Харисов такого качества вполне достиг.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 12 октября 2016

Заголовок в газете: Идеальное преступление

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру