Повышенное внимание верующих, являющихся учениками достопочтимого Еше Лодой Ринпоче — основателя известного буддийского центра на Лысой горе в Улан-Удэ, конечно же, привлек не сам факт земельной сделки. А то, какой именно земельный участок Анинский дацан выбрал для оформления права аренды.
Речь же идет о том самом месте у скалы Баян-Хонгор, на которой высечено получившее всемирную известность 33-метровое изображение Будды Шакьямуни. Теперь верующие опасаются, что, получив административные права на участок в 4,6 гектара, Анинский дацан будет вправе запретить другим организациям и школам проводить свои обряды и молебны.
О своих планах руководство Анинского дацана поведало на канале ГТРК «Бурятия», после чего и начались волнения, которые в результате вылились в проведение в Хоринске «круглого стола», собравшего представителей всех заинтересованных сторон. Главными вопросами встречи стали: «Для чего это делается?», «Кому это выгодно?» и «Почему именно сейчас?».
Земельный вопрос
Представитель центра Ринпоче Багша Александр Лубсанов ввел в курс дела. По его словам, 15 августа нынешнего года началась активная фаза работ по возведению статуи Будды Шакьямуни. А уже 30 августа руководство Анинского дацана обратилось в республиканское агентство лесного хозяйства (РАЛХ) с просьбой выделить им для религиозных нужд лесной участок у подножия скалы Баян-Хонгор сроком на 10 лет.
— Мне в агентстве объяснили, что отказать им они не могут, так как это право предусмотрено законом РФ. То есть любая религиозная организация может получить земельный участок в пользование, — рассказывает Александр Лубсанов. — Вот они это решение им выдали 30 сентября, теперь будут оформлять и ставить на кадастровый учет. Поэтому — вопрос к настоятелю дацана Легцог ламе. На протяжении более чем 200 лет истории Анинского дацана ни у кого не возникло мысли этот земельный участок оформить в аренду или взять в собственность. Вы сказали, что делается это для восстановления исторической справедливости. Вы сможете сказать, кто, когда и каким образом поступил несправедливо? Я думаю, что нет…
Настоятель Анинского дацана Легцог лама связал ситуацию с советскими временами, когда, по его словам, повсеместно шла борьба с религиозными течениями.
— Исторически мы относим это к 1937 году, когда закрыли наш Анинский дацан, когда на территории этнической Бурятии и вообще в России закрыли очень много храмов, дацанов. Коммунисты у нас многое отобрали, разрушили. И под исторической справедливостью мы понимаем и как восстановление утраченного, и как сохранение того места, где было обо в том виде, в каком оно до нас дошло.
На повторяющийся вопрос из зала, для чего все-таки берется этот земельный участок, ректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Дымбрыл Дашибалданов дал простой, но не вполне убедительный ответ: «Оформляется потому, что на этих культовых местах монахами и учениками дацана иногда проводятся разные ритуалы. Также на месте обо в будущем могут произвести какие-то раскопки, и мы опять вынуждены будем писать письма в прокуратуру. А когда земля за кем-то закреплена, таких вопросов уже не возникнет. Такими соображениями мы и руководствуемся».
На возмущение жителей, почему это не было сделано прежде, лама ответил: «У меня все».
Письмо раздора
— Новость о том, что у нас здесь происходит, уже дошла до других регионов страны, — сказал представитель села Баянгол Батор Цынгуев. — Мне уже люди звонят из Москвы, Питера, Иркутска, Читы, все те, кто участвовал в возведении большого Будды. Спрашивают: можешь объяснить? Я говорю им, что создали проблему ламы уважаемого Анинского дацана. Земляки из Баян-Гола и соседних сел рассказывают, что приехали ламы, собрали несколько человек, которые не принимали участие в возведении статуи Будды, ходили по дворам и собирали какие-то подписи.
Выяснилось, что подписи собирались под письмом в солидарность с Анинским дацаном. Автор текста неизвестен, но следующие строки вызвали недоумение: «Мы полностью поддерживаем деятельность Анинского дацана и не желаем присутствия на территории Хоринского района иных буддийских религиозных организаций, объединений, общин и центров…», — говорится в нем.
— Это был обычный опрос в виде анкетирования, — комментирует выступление Батора Цынгуева Дымбрыл лама. — До лам Анинского дацана была доведена информация, что не все верующие поддерживают деятельность Анинского дацана, и, чтобы в этом убедиться, был проведен такой опрос-анкетирование. В соответствии с этим опросом и принимались решения.
О каком анкетировании говорит уважаемый геше-лама Дымбрыл — непонятно. Кроме того, известно, что первым правилом анкетирования является обязательное разъяснение респондентам, что они участвуют именно в анкетировании. Но, судя по всему, немногие из тех, кто поставил подписи, понимали, о чем идет речь и под чем конкретно они подписываются. И здесь возникает спор: кто все-таки желает застолбить за собой право беспрепятственного посещения святыни и проведения ритуалов и ограничить такую возможность для всех других?
— Уважаемые, с чего вы взяли, что мы кого-то пускать не будем? — возразил Легцог лама. — Ведь есть и другие стороны этого вопроса. Мы живем в большом государстве и для государства иногда бывают нужны ископаемые или еще что-то. Когда земля будет в аренде, тогда уже никто не сможет проводить здесь раскопки или любые другие работы. Мы защищаем свои святые места не от вас. Никаких шлагбаумов там не будет…
Какие возможные работы имел в виду настоятель Анинского дацана? Ведь земля, которая берется в аренду, не только относится к федеральному лесному фонду, но и является частью заказника «Худакский», относящегося к особо охраняемым территориям. Поэтому ни о какой добыче полезных ископаемых речи быть и не может.
Кроме того, получая в аренду спорные гектары, Анинский дацан берет на себя обязательства по охране особо ценной природной территории. То есть теперь священнослужители должны проводить там санитарные рубки, лесоохранные мероприятия, нести ответственность за пожарную ситуацию. При том, что сам дацан находится от заказника «Худакский» в нескольких десятках километров. И не совсем ясно, на какие средства духовенство собирается исполнять взятые на себя обязательства.
На общественных слушаниях была озвучена сумма, которая была затрачена на создание большого Будды и работы по благоустройству — это порядка 20 миллионов рублей. Неплохие инвестиции в бюджетный проект. Работа велась на деньги спонсоров и пожертвования жителей не только Бурятии, но и буддистов из разных регионов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Иркутска, Ангарска, Читы, Хабаровска, Владивостока и других городов страны. Развитие территории также осуществили меценаты — ученики Еше Лодой Ринпоче. Так, была отсыпана дорога — более 200 грузовиков песка и щебня, сделан общественный туалет, оборудована площадка у подножия статуи.
Если земля будет передана Анинскому дацану, дадут ли им возможность продолжить начатое дело?
Точка зрения
Несмотря на более или менее спокойную обстановку, после очередного града вопросов со стороны местных жителей и гостей геше Дымбрыл заявил:
— После завершения «круглого стола» нам удалось поговорить с геше-ламой Дымбрылом Дашибалдановым и узнать точку зрения Анинского дацана. На этой территории, которую мы берем в аренду, будут проводиться молитвы и обряды. В этом месте, где пребывают хозяева этих земель, все должно проходить по нашим канонам. А поскольку мы живем на территории Российской Федерации, то мы должны придерживаться и ее законов. Поэтому пошли на такой шаг.
— Если захотят приехать ламы из других районов, дацанов, они смогут провести ритуалы?
— Конечно же, смогут, но только с согласия или вместе с настоятелем Анинского дацана.
— Всем ли будете говорить да?
— Это уже нужно смотреть по ситуации. Так как Анинский дацан является религиозным центром Хоринского района, все мероприятия должны проводиться с его помощью и согласия.
— Как будете следить за территорией?
— Этим вопросом занимаются специалисты Анинского дацана, пока информации нет.
Частное мнение:
Тумэн:
— Я сам из Булума. Вчера в седьмой раз посещал статую Будды Шакьямуни. И я ни разу не видел, чтобы мы были одни. Потому что возведенная статуя имеет значение не только для Бурятии, России, но и для всего мира. Если мы хотим охранять наши святые места, то нам и никакие бумажки не нужны.
Сергей Колесников:
— Я буддист с 15-летним стажем. И не вполне понимаю всего, что здесь происходит. Ведь взять в аренду — значит формально за все нужно отвечать. Но зато у них появляется возможность препятствовать проведению ритуалов другими буддистскими организациями.
Есть и другой путь
Хорошим вариантом урегулирования конфликта могло бы стать присвоение статуе Будды Шакьямуни и местности вокруг скалы Баян-Хонгор статуса объекта «Культурного наследия России». В этом случае для охраны территории от нежелательных воздействий (раскопок) не потребуются права арендаторов для той или иной религиозной организации. Между тем от местных жителей и представителей общественности уже озвучены предложения совместными усилиями заняться развитием нового религиозно-культурного объекта, и сделать его максимально комфортным для посещения паломниками и снизить нагрузку на природу.
Все, кто принимал участие в создании изображения Будды Шакьямуни, считают, что изображение является всеобщим достоянием, и никто не вправе присваивать себе монополию на владение им. Следовательно, любая религиозная организация, соблюдающая законодательство Российской Федерации, вправе проводить любые мероприятия и любые ритуалы рядом с ним. И никто не вправе, кроме контролирующих и надзорных государственных органов власти, определять возможность и правомерность проведения ритуалов и отправления религиозных обрядов, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В заключение участники «круглого стола» попросили руководство Анинского дацана отозвать заявление по выдаче в пользование земельного участка на горе Баян-Хонгор. О том, какое будет принято решение, остается только гадать.