Зампред НХ РБ: «Будет сложно!»

Вячеслав Ирильдеев об экономике Бурятии, бюджете-2017 и очистительной силе кризиса

Республика живет в ожидании прогнозных планов на следующий год, обсуждения будущего бюджета республики, а, проще сказать, своей судьбы. В Народном Хурале создана рабочая группа для подготовки бюджета к утверждению.

Вячеслав Ирильдеев об экономике Бурятии, бюджете-2017 и очистительной силе кризиса
Вячеслав Ирильдеев

Как обстоят дела, кого в следующем году депутаты намерены поддерживать в первую очередь, мы поинтересовались у вице-спикера Народного Хурала Вячеслава Ирильдеева.

— Вячеслав Германович, вы много лет возглавляли в парламенте комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Что с нашей экономикой?

— Сегодня наша страна сталкивается со множеством вызовов как внешних, так и внутренних. К 2020 году эксперты прогнозируют только 2-4% роста экономики. Если исходить из отсутствия новых глобальных потрясений, на 17-18 годы прогнозируется фактически нулевая динамика роста экономики страны. Госрасходы на ближайшие 3 года уже были зафиксированы на уровне 15,787 трлн рублей в год, и сокращать их дальше чревато нежелательными последствиями. Остается искать новые источники поступлений. Начиная с 2013 года большинство субъектов федерации, выполняя «майские» указы президента страны, существенно нарастили долги. Совместный долг регионов на 1 января 2016 года составил 2,318 трлн рублей. При этом каждый понимает, что вдруг, ниоткуда, новые источники дохода не появятся.

— Что в таком случае ждать экономике республики?

— Будет сложно. Необходимы новые подходы, согласованные действия общества, власти, науки, бизнеса, элит. В Народном Хурале совместно с министерствами провели совещание по концепции очередного бюджета. Министерство финансов предложило для рассмотрения два крайних варианта. Первый — принять бездефицитный бюджет со значительным сокращением расходов, второй — принять бюджет с дефицитом и с умеренным сокращением расходов. Большинство участников поддержало второй вариант. При этом нам стоит помнить, что федеральному центру, несмотря на дополнительную поддержку и выделение бюджетных кредитов дотационным разбалансированным субъектам в 2015-2016 годах, проводить подобные операции в 2017-2019 годах будет значительно сложнее. То есть «загрузка» бюджета долгами должна быть ответственной и управляемой. Преимущественно — бюджетные кредиты и, возможно, государственные облигации. Надо отметить, что на 1 августа 2016 года Бурятия имела около 3,3 млрд долгов, Томская область — более 13 млрд, Забайкальский край — 10,4 млрд, Амурская область — 12,3 млрд. Структура долгов в субъектах тоже различная. По нашей республике здесь уместно вспомнить дополнительные миллиардные доходы начала 2016 года, направленные в республиканский бюджет авиазаводом, которые в значительной мере помогли сбалансировать текущий бюджет.

— Похоже, что без глобального пересмотра привычных вещей уже не обойтись. Ваш коллега Александр Стопичев предложил сократить численность депутатов Хурала до 44. Леонид Турбянов считает, что мы могли бы легко сократить до 40 процентов расходов правительства, а что думаете вы?

— Ситуация такова, что нам всем в ближайшее время придется оптимизировать расходы. Сокращение числа депутатов — решение не из сферы экономики, это скорее политическое решение. Согласен, что правительству, как и всем, в том числе и Народному Хуралу, придется сокращать расходы. Не умаляя важности задачи по оптимизации расходов, все же считаю, что главный ключ к решению проблем — обеспечение дальнейшего стабильного экономического роста. Необходимо найти возможность для поддержки тех проектов и сфер экономической деятельности, которые обеспечат доходами социальные обязательства в следующих десятилетиях. В результате понижения курса рубля, выгодного расположения республики, экономических процессов, наблюдаемых в центрально-азиатских странах и внутри России, такие возможности есть.

К примеру, в нашем регионе в связи с курсом на импортозамещение большие перспективы для развития имеет традиционное для нас сельское хозяйство, которому государство оказывает приоритетное внимание и поддержку. Могут успешно развиваться проекты по выращиванию овощей с использованием современных тепличных технологий. Такой опыт есть в Прибайкальском, Иволгинском и других районах. Хороший пример — деятельность депутата Сергея Пашинского, который весьма успешно выращивает картофель, свеклу, морковь, невзирая на засуху и прочие сложности. Думаю, многие согласятся, что в Бурятии картофель — один из самых вкусных в России. Не случайно компания Пашинского успешно выигрывает конкурсы на поставку овощей в систему министерства обо-роны.

Недавно в Мухоршибирском районе состоялась встреча с депутатами, где сельчане сетовали на сложную ситуацию со сбытом мяса и других сельхозпродуктов. В этом плане в Селенгинском районе у нас есть удачный пример интернет-проекта «Артерия жизни», который связывает производителя и покупателя и благодаря которому личные подсобные хозяйства могут значительно увеличить объемы производства.

Есть перспективы и у биофармацевтической отрасли, хотя опыт и практики здесь еще предстоит наработать. Следует доработать и проект закона «О биофармкластерах», утвердить соответствующую подпрограмму с прямыми субсидиями проектов малых инновационных предприятий из бюджета. Биофармкластер республики может получить синергетический эффект от дальнейшего развития проектов так называемого китайского экономического пояса шелкового пути. В общественной предпринимательской организации «Опора России» существует оригинальный проект по доращиванию орхидей в Бурятии со сбытом в Европе и на всей территории России. Подобные проекты могут быть поддержаны, поскольку осваивают внешние рынки и поставляют товары и услуги за пределы республики.

— Оправдались ли усилия правительства, которые мы наблюдали много лет, по развитию, к примеру, туристического кластера? Некоторые ваши коллеги считают, что от туризма эффект есть и его надо развивать, а как думаете вы?

— Туризм – это комплексная, мультипликативная сфера экономики, тянущая за собой сельское хозяйство, инфраструктуру, транспорт, общепит, медицину, производства и т.д. По данным всемирной туристической организации, количество туристических поездок в 2014 г. достигло рекордных 1,14 млрд. Получается, что кризис развитию туризма не мешает. По подсчетам всемирного совета по туризму и путешествиям, размер туристического сектора достиг 9,5% мирового ВВП ($7 трлн в абсолютных цифрах), на него приходится 5,4% мирового экспорта. Туристическая сфера служит драйвером роста экономики (4% в 2014 г.) и создает рабочие места (266 млн чел. в 2014 г.). На туризм приходится каждое 11-е рабочее место в мире, а к 2022 г. будет приходиться каждое 10-е.

Особая экономическая зона «Байкальская гавань» — важный для Бурятии проект. В свете изменений мировых трендов он важен и для России. Озеро Байкал — один из самых перспективных уникальных мировых природных брендов, находящихся на территории Бурятии, и требующий от нас особого внимания и мер по сохранению и восстановлению его экосистемы. Будущее ОЭЗ непростое. Многое в этом вопросе зависит от федеральных органов власти. Проект «Байкальская гавань» начинался как федеральный с участием субъекта и муниципалитета. Планировалось вложить в инфраструктуру Байкальской зоны около 20 млрд рублей. На данный момент инвестиции составили около 5 млрд рублей. Тем не менее считаю усилия главы республики, правительства по продвижению проекта абсолютно правильными.

Реалии сегодняшнего дня складываются таким образом, что Бурятии имеет смысл развиваться, максимально учитывая потребности соседних государств, также подверженных внешним и внутренним вызовам. Важное место в текущем перечне проблем занимают экологические вопросы, учитывая хотя бы тот факт, что в КНР плохое качество сельскохозяйственных земель (40% пришло в негодность), воздух загрязнен, качество пищи оставляет желать лучшего. При этом количество обеспеченных и богатых людей в Китае сопоставимо со всем населением нашей страны. Часть из них с удовольствием будет приезжать в Россию, на Байкал дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть натуральную пищу, любоваться природой. На самом деле мы наблюдаем увеличение трафика китайских и монгольских туристов, и есть все основания говорить, что динамика в предстоящие годы будет позитивной. Поэтому мы должны всемерно подготовить местную инфраструктуру, начиная с г. Улан-Удэ, и изучать все, что происходит в Китае.

— Вернемся к бюджету. Как обстоят дела на муниципальном уровне?

— И там все сложно. Особую тревогу вызывают долги городского бюджета. В процентах к собственным доходам в 2016 году они выросли до 87%, соответственно обслуживание этих долгов обходится городу в 272 миллиона рублей в год. Эти долги появились не вчера, большая их часть была согласована с республикой и деньги были направлены на строительство необходимых инфраструктурных и социальных объектов: транспортные развязки, пристрой к БСМП и т.д. Город растет, мы наблюдаем его развитие в юго-западном, восточном направлениях. Пришла необходимость обустройства нового кладбища (172 млн рублей), ремонта и строительства трамвайных путей (приоритетный участок — ул. Терешковой, около 70 млн рублей) и других объектов. Но город затрудняется с обслуживанием уже текущих долгов. Что делать? Оставить все как есть?

В последние годы значительные средства, до 9 млрд рублей, перераспределяются в виде субсидий и дотаций в муниципальные образования. Получается, что муниципальные полномочия не подкреплены финансово. Поэтому для улучшения сложившихся межбюджетных отношений, укрепления финансовых основ и повышения самостоятельности муниципальных образований стоит оптимизировать межбюджетные отношения. К примеру, комиссия городских депутатов инициировала законопроект по перераспределению в пользу муниципалитетов 50% налога упрощенной системы налогообложения. Если это случится, в муниципальные бюджеты без излишнего перераспределения прямо из республиканского бюджета на системной основе поступят около 550 миллионов рублей. Но уже сегодня ясно, что этого будет недостаточно.

Улан-Удэ — не обычное муниципальное образование. Жизнь многих сельских жителей неразрывно связана с городом — транспорт, медицина, образование, культура и т.д. Если, обговорив условия, мы поможем городу решить текущую проблему долгов, то создадим задел на будущее. Если республика пройдет мимо текущих городских проблем, то в итоге через пару-тройку лет можем получить чрезвычайные ситуации, потребующие в разы больше средств.

— Каков тогда может быть итог?

— В кризисной ситуации самой важной задачей в сфере бюджетной политики является определение баланса между необходимостью жить по средствам и созданием стимулов для экономического роста. Важно правильно расставить приоритеты, обеспечить устойчивость республиканского и местных бюджетов, подключить к сфере оказания бюджетных услуг частные организации, продолжить оптимизацию расходов бюджета. Сложные задачи, нехватка ресурсов требуют от органов власти выверенных, точных решений. Они должны быть максимально эффективными.

У любого кризиса существует обратная сторона — очистительная, и в этом заключается его позитивный смысл. Все лишнее, неэффективное будет ликвидировано. Наоборот, позитивное, полезное выдержит испытания и начнет развиваться. Поэтому нам всем нужно распознать позитивные, полезные тренды и решения, и обеспечить их поддержку.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Расставить приоритеты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру