Американская норка добралась и до Улан-Удэ

Как пушистого «агента» занесло в наши края и что его ждет здесь

Североамериканский вид из семейства куньих, похоже, всерьез и надолго обосновался в таежной, озерной, степной. Он расселился по республике — преимущественно ее северной части — и недавно при поисках корма нос к носу столкнулся с сотрудниками особо охраняемых природных территорий.

Как пушистого «агента» занесло в наши края и что его ждет здесь
Американская норка. Фото: zapovednoe-podlemorye.ru

Видели американскую норку и под Улан-Удэ.

Как пушистого «агента» занесло в наши края и что его ждет здесь, корреспонденту «МК» поведал начальник отдела науки ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Андрей Разуваев.

— До недавнего времени этот вид был несвойственен России и вообще Евразии, — отметил он. — В первой половине 20-го века американскую норку стали завозить в Советский Союз для обогащения фауны и разведения на зверофермах. Она часто убегала оттуда и, собственно говоря, так и попала в естественную среду обитания.

А затем распространилась по стране и континенту (причем как более приспособленная к проживанию тут, начала вытеснять европейскую норку). И, наконец, добралась до Бурятии. «Не знаю, как на юге, а на севере этот зверек появился сначала в Северобайкальском районе, во Фролихинском заказнике, а потом — в Баргузинском районе, в Забайкальском национальном парке, по побережью Байкала и руслам рек, — говорит Андрей Разуваев. — В прошлом году мы зафиксировали там его следы, а в нынешнем отмечали присутствие возле рек Большой Чивыркуй, Большая и  Малая Черемшаны и на полуострове Святой Нос».

А буквально на днях встретили, так сказать, лично в местности Монахово во время полевых работ по учету ондатры. Норку привлекла «халявная» мелкая рыбешка, которую недобрали из своих суден. «Она «присматривала» за нами и не допускала резких движений с нашей стороны, но при этом смело, по-хозяйски проверяла лодки и, вероятно, через какое-то время могла бы брать корм прямо из рук», — делится наблюдениями начальник отдела науки ФГБУ «Заповедное Подлеморье».

По его словам, американская норка питается и крупными птицами типа рябчиков, и мышевидными грызунами, но преимущественно все-таки рыбой, которую ловко преследует и ловит. А потому селится возле водоемов, причем зимой нуждается в непромерзающих участках вроде полынок и пропарин. Наши горные реки вполне пригодны для ее обитания. Их наличие и количество и является фактором, который лимитирует численность. На данный момент она точно неизвестна. Но поскольку это выносливый, очень плодовитый и не особо застенчивый зверек, уверенно доказывающий право на существование, он довольно быстро размножится и распространится в нашем регионе и за его пределами. И даже если будет добываться здесь (за исключением ООПТ, где подобная деятельность строго запрещена) ради ценного меха, идущего на шубы и шапки, едва ли исчезнет.

Отметим, что многих волнует, как же будут развиваться отношения «пришельца» с ближайшим возможным «конкурентом» — баргузинским соболем и не «вытеснится» ли последний?

— Будем наблюдать, — отвечает Разуваев. — Но, думаю, особых проблем не возникнет. Все-таки у них разные экологические ниши, несколько разные среды обитания и «рацион» питания. Соболь может питаться не только грызунами и рыбой, но и орехами. Вопрос в том, кто кому будет «уступать». А это уже естественный отбор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Гостья из-за океана

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру