Будет ли в Бурятии открыт телеканал на бурятском языке

«Перед нами, бурятами, встает извечно русский вопрос: «Что делать?»

В редакции «МК» не редки письма, в которых читатели ставят вопрос о создании в Бурятии телеканала, вещающего на бурятском языке. Вопрос для национальной республики вполне справедливый.

«Перед нами, бурятами, встает извечно русский вопрос: «Что делать?»

Как же Бурятия — и без своего бурятского эфира? Не фрагментарного — от случая к случаю, а именно, чтобы с утра и до вечера, с популярными и образовательными программами на родном языке, с песнями, мультфильмами, кино, переведенными на родной язык, и новостями. Полноценное ТВ!

Такой вопрос в очередной раз адресовал в «МК» ветеран труда, отличник просвещения России Жалсан Дондоков. Он пишет, что для возрождения и популяризации бурятского языка в республике, конечно же, проводится великое множество мероприятий — конференции, «круглые столы», конкурсы, собрания, совещания, выпускаются книги, учебники, газеты… Все это, конечно, нужно и правильно. Но недостаточно, чтобы бурятский язык стал по-настоящему языком повседневного общения бурят от мала до велика. «Поэтому перед нами, бурятами, встает извечно русский вопрос: «Что делать?». И отвечает: «Например, в Татарстане есть круглосуточное телевизионное вещание на родном языке, есть оно и в Крыму — для крымских татар, желающих сохранить свою языковую среду. А как обстоят дела в северокавказских республиках, в Якутии, Тыве, Калмыкии, где, несомненно, тоже глубоко уважают свой родной язык?».

Жалсан Дондоков предлагает открыть отдельный канал, вещающий на бурятском языке не менее 12 часов в сутки — с утра до вечера и с обязательным охватом всех районов Бурятии. Только в этом случае, считает он, бурятский язык получит и «возрождение, и популяризацию», чего вряд ли можно достичь «днями» или даже «декадами» развития бурятского языка — настолько запущена эта тема. «Конечно, — пишет он далее, — для открытия телеканала на бурятском языке нужна политическая воля и желание руководства республики, депутатов Народного Хурала, министерств, ведомств, специалистов. Этот шаг требует, наверное, и немало финансовых средств, дефицит которых, как нам понимается, является основным препятствием на пути решения любого важного для возрождения культуры, традиций и языка вопроса».

Заметим, что такая же просьба — открыть телеканал — была направлена в администрацию главы Бурятии. Ответ не заставил себя долго ждать и Жалсан Дондоков его получил — аж на трех печатных страницах, в котором, однако, на прямо поставленный вопрос был получен весьма размытый ответ. В нем заместитель руководителя администрации поблагодарила Жалсана Дондокова за «активную гражданскую позицию». И довольно обстоятельно перечислила все, что при господдержке выходит в радио- и телеэфире, и выпускается в газетном и журнальном вариантах на бурятском языке. Выглядит внушительно и даже как будто достаточно, чтобы добиться решения задачи — сделать бурятский язык по-настоящему родным и массовым. Упомянут даже факт открытия радиоканала «Буряад ФМ», вещающий на бурятском языке. Правда, упомянут вскользь, хотя именно по его аналогии можно было бы создать и телевизионный канал — немного усилий на федеральном уровне, немного лоббистских возможностей, меценатов, благотворителей и государственной поддержки, которая многие годы распыляется на разовые проекты. Были бы только желание и та самая политическая воля, которой (помимо денег), судя по всему, так не хватает руководству национальной республики.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Будет ли в Бурятии открыт телеканал на бурятском языке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру