Как сохранить душевное равновесие и чем заняться жителям Бурятии на пенсии

В Бурятии с начала года в университете «третьего возраста» обучилось около 35 тысяч пенсионеров

Рано или поздно каждый человек покидает стройные ряды трудящихся и пополняет не менее стройные пенсионеров. Но если для одних это начало жизни, то для других  — чуть ли не ее конец.

В Бурятии с начала года в университете «третьего возраста» обучилось около 35 тысяч пенсионеров

После ухода с работы они чувствуют ненужность, одиночество и бесполезность, не находят себе места, испытывают стресс и даже впадают в депрессию.

Однако психотерапевт Василий Гаськов уверен: в данной ситуации спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и не только их, но и государства. Каким образом пережить «пограничное» состояние и какой помощи ждать при этом от власть имущих, он рассказал корреспонденту «МК».

Василий Гаськов

До и после

Не секрет, что все люди выходят на пенсию в разном возрасте: например, сотрудники силовых структур и правоохранительных органов — лет в 35-40, а иных ведомств и организаций   — в 50-60. Как правило, первые еще полны сил, здоровья и энергии, чего не скажешь о вторых — довольно большой прослойке. У них уже подношенный организм и часто имеются заболевания пищеварительной, сердечно-сосудистой и нервно-психической системы, к которым вслед за ощущением легкости и расслабленности от перехода на заслуженный отдых нередко добавляется чувство собственной брошенности, опустошенности и невостребованности.

— Человек резко теряет основной источник дохода и меняет свой ритм жизни, а потому вольно или невольно выстраивает другую модель поведения: реже посещает общественные места — кино, театры, ограничивает или даже разрывает социальные связи — с коллегами, клиентами, заменяет реальное общение виртуальным, — объясняет Гаськов. — В результате у некоторых из них сужаются интересы, снижается активность, колеблется настроение, обостряется чувствительность, появляются навязчивые мысли — то есть наблюдается психоэмоциональное расстройство.

Конечно, можно назначить таким людям антидепрессанты и другие медикаменты, дать рекомендации и тем самым улучшить их настроение, повысить стрессоустойчивость и мотивировать на действия — естественно, исходя из физического состояния и индивидуальных возможностей. Но этим проблему решить нельзя. Психотерапевт уверен: нужна не только медико-психологическая, но и финансово-материальная, и организационная помощь.

Власть в помощь

— Только представьте, — продолжает он. — Всю жизнь эти граждане были работниками разных областей — строителями, бухгалтерами, финансистами, производственниками и так далее, платили налоги в государственную казну и приносили ей доходы — в общем, поднимали родину. А затем стали пенсионерами и попадают в неопределенность, встав перед вопросом: «Что делать дальше?». И если, допустим, в нашей республике сельские жители всегда находятся при деле — держат скот, работают на земле, заготавливают сено, ходят на охоту и рыбалку и просто не замечают  перемены, то городские порой не знают куда податься.

И потому занимаются кто чем горазд — сидят возле телевизора или компьютера, разводят птиц и животных, трудятся на дачах и участках, путешествуют по стране и миру или просто борются за выживание. А еще помогают детям и внукам, ведь обычно молодые люди имеют работу и не всегда устраивают своих чад в дошкольные учреждения, и пожилые самоотверженно воспитывают их. «Между тем в советское время многие родители как стахановцы пахали на разных предприятиях. К примеру, в Бурятии — на стекольном, авиационном и приборостроительном заводах, находившихся на пике своего производства, и отдавали ребятишек в круглосуточные детсады, где они жили чуть ли не неделями», — вспоминает Василий Гаськов.

Некоторые представители «третьего возраста» сами пробуют трудоустроиться в то или иное место, дабы не сидеть сложа руки плюс зарабатывать лишнюю копеечку. Но практически везде предпочитают брать сотрудников моложе, здоровее и работоспособнее. В итоге пенсионеры оказываются на периферии. И тут должно подключаться государство — интегрировать их в общественную деятельность, и желательно с психологической и материальной пользой. Например, создавать биржи труда для пожилых людей и предлагать надомную или почасовую работу по специализации.

— Кроме того, можно предоставлять им субсидии на открытие малого и среднего бизнеса, — говорит мой собеседник. — Сейчас акцент сделан именно на эти виды предпринимательской деятельности, ведь они приносят основной доход и обеспечивают рабочие места. Конечно, здесь все упирается в финансирование. К сожалению, готовых социальных институтов нет, либо они не разработаны до конца. Работа в этом направлении идет и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Улан-Удэ, но не так интенсивно, как хотелось бы.

Лечить, учить и говорить

Гаськов отмечает: «В эпоху перестройки здравоохранение вкупе с армией и милицией стало тем стержнем, который не дал развалиться стране. Царил хаос, не было денег, закрывались предприятия, но функционировали медучреждения. Их сотрудники были вхожи в каждую семью и своими действиями придавали уверенность в завтрашнем дне. Очень важно развивать эту систему, осуществлять денежные вливания в нее, строить новые объекты, обеспечивать достойной зарплатой специалистов, повышать их квалификацию. Раньше медработники не только ставили пожилым людям уколы, измеряли давление и т.д., но и говорили с ними по душам, при необходимости помогали по дому, снабжали продуктами и даже устраивали в интернаты. Теперь это делают соцработники. Не все дети могут жить вместе с родителями и заботиться о них, не все родители могут переехать к детям и оставить места и людей, которые дороги им — это чревато стрессом, а, значит, и ухудшением здоровья».

Помимо всего прочего, подчеркивает психотерапевт, нужно организовывать для тех, «кому за...» поездки на курорты и в санатории — хотя бы в пределах региона. Это и лечение с получением различных видов терапии, и отдых с посещением разного рода кружков, и общение — друг с другом и психологами. Необходимо проводить для таких граждан и всевозможные курсы, вовлекать их в информационные технологии, раскрывать потенциал и защищать права.

Справедливости ради стоит сказать, что правительство Бурятии вместе с общественными организациями разработало и реализует целый план мероприятий по работе с пенсионерами — от проведения опросов до внедрения проектов, в том числе по занятости и самозанятости. На сегодня самый действенный из них — «Университет третьего возраста» со 173 факультетами, среди которых «Сад и огород», «Краеведение», «Православие», «Культурная жизнь», «Социально-правовой», «Компьютерная грамотность», где великовозрастные студенты осваивают работу на компьютере (увы, не каждый способен на это из-за плохого зрения, головных болей) и т.д.

— Кроме того, они обучаются написанию электронных писем, пользованию порталом государственных и муниципальных услуг и информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, разработанной минобрнауки и минкомсвязи России, — сообщили корреспонденту «МК» в министерстве соцзащиты Бурятии. — А уже скоро смогут обучаться основам информационной безопасности, в том числе защите персональных данных. За 9 месяцев 2016 года из университета выпустилось 34171 человек. И количество тех, кто желает поступить в него, неизменно растет.

Как заявили в министерстве, развивается и социальный туризм. В его рамках отделы соцзащиты по республике устраивают выезды, а комплексный центр социального обслуживания «Доверие» — туры выходного дня. Благодаря им пожилые люди посещают музеи, театры, достопримечательности, познают традиции своего края, а также расширяют круг общения.

Сами себе режиссеры

Конечно, для поддержания активной социально-психологической позиции представителей третьего возраста требуется инициатива не только сверху, но и снизу, считает Василий Гаськов. Здесь должно участвовать население. Индивидуальные предприниматели вместе с простыми жителями вполне в силах создавать пусть не крупные центры отдыха, но небольшие клубы и кружки по интересам — например, в цокольных помещениях жилых домов.

Сюда пенсионеры будут приходить, разговаривать, обсуждать свои проблемы и последние новости, петь, вязать, рисовать, играть в настольные игры, изучать иностранные языки, отмечать дни рождения, обмениваться рецептами и даже находить себе пары (как в клубе «Добро-Дар» в 112 квартале Улан-Удэ). При этом молодежь (волонтеры, студенты профильных специальностей) может взять шефство над ними и научить некоторым премудростям.

— Ну а как организовать досуг тому, кому не хочется быть в «общей связке»? Универсальных советов на сей счет, увы, не существует. Можно ходить в библиотеки, обзавестись каким-нибудь хобби, увлечься скандинавской ходьбой, заняться домашним или фермерским хозяйством. Главное, чтобы занятие было по душе, по плечу и по карману, — подытоживает Василий Гаськов. — Как говорили древние: «Пока мы движемся, мы живем». Всегда нужно бороться за человека, «тормошить» его. Все мы — странники в этом мире и однажды покинем его. Но до того момента нужно жить интересно и достойно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: Каждый пятый – пенсионер

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру