Зорикто Дондоков: «Отклонение отчета НХ РБ, по сути, будет означать недоверие правительству Бурятии»

Отчет о программе СЭР: Ужас без конца или ужасный конец

23 ноября 2016 в 05:19, просмотров: 2675

На прошлой неделе в Бурятии произошла сенсация: на 20-й сессии Народный Хурал аннулировал свое решение о голосовании по отчету о выполнении программы социально-экономического развития Бурятии на 2011-2015 гг., и принял решение перенести рассмотрение вопроса на «последующие сессии».

Зорикто Дондоков: «Отклонение отчета НХ РБ, по сути, будет означать недоверие правительству Бурятии»

«МК» обратился к главному научному сотруднику отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН Зорикто Дондокову с просьбой прокомментировать случившееся.

фото: facebook.com
Зорикто Дондоков, эксперт.

— Зорикто Бато-Дугарович, в чем причина «бунта» депутатов?

— Никакого «бунта» нет. Все вполне логично. Депутатам не понравился «блестящий» доклад зампреда по экономике Александра Чепика, в котором, как отметил председатель Народного Хурала Цырен Доржиев, «не было ни одного слова самокритики, предположений, почему по некоторым направлениям мы не достигли индикаторов и как решать проблемы». Выступившая с содокладом заместитель председателя комитета по экономической политике НХ РБ Екатерина Цыренова очень точно дала оценку отчета о реализации программы СЭР: «Есть ли польза от подобных отчетов? Уменьшая плановые значения индикаторов, мы не можем объективно оценивать эффективность органов власти. Все эти годы реальные проблемы замалчивались, а план подгонялся под факты».

— Рассмотрение отчета отложили на неопределенный период — ни конкретно на декабрьскую сессию, ни конкретно на февральскую. А записали в постановлении НХ РБ — «на последующие сессии». Что вы думаете об этом?

— Во-первых, поражает факт аннулирования голосования по отчету. Уникальное явление: вечером провели голосование, а утром отменили его результаты. Ничего подобного до этого в Народном Хурале не было.

Во-вторых, удручает затягивание процесса. Вопрос переносился с июня на сентябрь, затем на ноябрь, а теперь уже на следующий год. Какой-то бесконечный ужас. Народный Хурал как строгий экзаменатор сделал правительство республики в прямом смысле второгодником. Печально.

В-третьих, повторное обсуждение представленного отчета на сессии Народного Хурала не имеет смысла. Правительство Республики Бурятия должно подготовить новый вариант отчета.

— Чем был плох представленный отчет?

— О недостатках отчета и необходимости разработки его нового варианта я писал в своих статьях еще в июне. Представленный правительством отчет не соответствует положениям закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия». Отчет об исполнении программы СЭР должен содержать оценку итогов развития республики за отчетный период (2011-2015 гг.) в разрезе поставленных целей, задач, приоритетов и индикаторов. К сожалению, этого в отчете в полной мере нет. В нем отсутствуют данные по многим индикаторам.

В течение 5 лет одни индикаторы исчезали, а другие появлялись без всякого объяснения причин. Так, например, в рассматриваемом отчете нет данных по 3 индикаторам развития культуры и искусства за 2011-2012 годы. И таких пробелов в отчете много. Более того, выявлено полное отсутствие индикаторов за два первых года в трех подразделах: «Развитие инновационной деятельности», «Социальная поддержка семьи и детей», «Государственные финансы». Еще более удивительней ситуация по разделу IV «Территориальное развитие». В нем вообще не осталось индикаторов! Поэтому вполне понятно справедливое возмущение депутатов: как можно оценить результаты реализации программы СЭР? Кто может дать ответ на простой вопрос: сколько индикаторов за 5 лет выполнено, а сколько — нет? Пока правительство не даст точный ответ на этот вопрос, ждать одобрения отчета Народным Хуралом представляется, по меньшей мере, наивным.

В отчете есть и другие нарушения указанного закона. Так, в нем отсутствует информация о реализации многих мероприятий, указанных в программе, а также причин, помешавших достижению запланированных индикаторов. Например, нет данных по 12 предприятиям АПК, включая ОАО «Заудинский мелькомбинат», ООО «Тарко», ООО «Мухоршибирское подворье». Не используются уточненные данные по ряду индикаторов при оценке степени достижения пороговых значений индикаторов 2011-2014 годов. Кроме того, некорректно представлены отчетные значения по ряду индикаторов, определяемых нарастающим итогом.

— Какие выводы были сделаны в вашем докладе на парламентских слушаниях, состоявшихся 18 октября?

— В докладе я сделал вывод о том, что результаты проведенного анализа и выявленные замечания являются для Народного Хурала РБ достаточным основанием для отклонения отчета о реализации программы СЭР РБ на 2011-2015 годы. Доклад, презентация и предложения для рекомендаций парламентских слушаний размещены на сайте отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН: http://oreibsc.ru.

— А если правительство Бурятии откажется от подготовки нового отчета и попытается «продавить» старый вариант?

— Во-первых, «провалившийся» отчет не соответствует нормативным и законодательным документам Бурятии. В республике, Сибирском федеральном округе и Российской Федерации есть органы, обеспечивающие соответствующий контроль. А, во-вторых, это не позволит сделать Народный Хурал.

— Классический вопрос: что делать?

— Выход из сложившейся ситуации видится в следующем. Правительство Республики Бурятия отзывает свой отчет о реализации программы СЭР и готовит его новую редакцию, соответствующую всем требованиям законодательства. Народный Хурал поручает Счетной палате РБ провести комплексный анализ нового отчета, подготовить и опубликовать соответствующее заключение. Правительство республики отчитывается на сессии Народного Хурала.

— Почему необходимо привлечение Счетной палаты Бурятии?

— Каждая ветвь государственной власти Республики Бурятия, как исполнительная, так и законодательная, будет настаивать на своем. Это уже привело к затягиванию обсуждения отчета. Для соблюдения объективности необходимо привлечение Счетной палаты РБ. Она является независимым органом государственного контроля и имеет в своем штате аудиторов, юристов, экономистов. В соответствии с законом «О стратегическом планировании в РБ» на Счетную палату РБ возложено осуществление мониторинга и анализа формирования и использования системы целевых показателей документов стратегического планирования. Удивительно, что Народный Хурал не привлек к анализу отчета о реализации программы СЭР такую мощную силу. Надеюсь, что в ближайшем будущем это упущение будет исправлено.

— На сессии Народного Хурала прозвучало предложение сменить докладчика. По вашему мнению, кто должен делать доклад?

— На парламентских слушаниях отчитывались заместители председателя правительства. Значимость доклада на сессии Народного Хурала, безусловно, гораздо выше. Отсюда вполне логичным представляется выступление с отчетом о реализации программы СЭР главы Республики Бурятия. Тем более, что он ежегодно отчитывается за результаты деятельности правительства. А здесь рассматривается вопрос куда более серьезный — отчет за все 5 лет действия программы.

— Что может произойти, если отчет снова будет отклонен?

— Отклонение отчета Народным Хуралом, по сути, означает неодобрение деятельности правительства Бурятии за пять лет. Последствия этого могут быть самыми неожиданными.





Партнеры