В Бурятии обсудили итоги и перспективы развития нефритовой отрасли

Власти должны не только уметь считать и делить доходы, но и зарабатывать деньги

На минувшей неделе члены комитета НХ РБ обсудили итоги и перспективы развития нефритовой отрасли Бурятии. И хотя, как выяснилось, за последние годы добыча этого поделочного камня увеличилась в разы (с 200 тонн до 1600 тонн нефрита-сырца за сезон), участники совещания не смогли подавить в себе чувство неудовлетворенности результатами деятельности недропользователей. Почему — в материале «МК».

Власти должны не только уметь считать и делить доходы, но и зарабатывать деньги
Идет добыча поделочного камня.

Высокие ожидания

Ожидания от поделочного камня оказались у парламентариев слишком завышенными, что, впрочем, легко объяснить — и слухами, связанными с мифом о заоблачных ценах на нефрит в соседних странах — стабильных потребителях этого поделочного камня, и недавним криминальным прошлым бурятского нефрита, и вполне понятным желанием законодателей сделать отрасль одним из ведущих источников пополнения республиканской казны.

Собственно это (доходы от добычи поделочного камня) и стало главной темой в повестке рабочего совещания в комитете по экономической политике Народного Хурала Бурятии, на которое помимо министра природных ресурсов Юрия Сафьянова были приглашены недропользователи — те, кто, пожалуй, лучше других знает, есть ли у отрасли перспектива, и какая она в цифрах.

Непростые отношения

Так вышло, что история взаимоотношений Бурятии с нефритом условно делится на два периода — период эвенкийской семейно-родовой общины «Дылача» и время после нее.

На откуп «Дылаче» когда-то давно был отдан в республике поделочный камень. В этот период практически весь нелегальный оборот «китайского» камня (сотни миллионов рублей ежегодно) контролировался представителями криминала, обеспечивая стабильное поступление серьезных денег в «воровской общак». Относительно низкая себестоимость добычи и отсутствие явного противодействия «черным копателям» со стороны государства долгое время делали этот источник доходов для бандитской среды эффективным средством наживы. Однако такая идиллия не могла продолжаться бесконечно.

На Ковыктинском месторождении нефрита.

В 2014 году (период после «Дылачи») по интересам организованных преступных группировок, доивших недра бурятской земли, как собственную корову, был нанесен первый и серьезный удар. Принявший участие в совещании в НХ РБ начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ Игорь Никитчук доложил депутатам, что за четыре года количество преступлений в нефритовой сфере сократилось на 95 процентов.

Поэтому и неудивительно, что министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов оперировал именно этими временными границами, чтобы показать депутатам динамику отрасли. Те же 200-500 легальных тонн — при «Дылаче» и 1600 тонн — сейчас. Соответственно возросли и налоговые поступления в казну — с 27 миллионов в 2013 году до 106 миллионов по итогам 2015 года.

Недобросовестная разведка

Заметим, что больше всего вопросов было адресовано «Забайкальскому горнорудному предприятию», с деятельностью которого ранее депутаты НХ РБ связывали снижение объемов добычи поделочного камня в 2016 году. И как следствие — снижение налоговых поступлений (до 80 миллионов рублей). Влияние одного участника рынка на отрасль в целом вполне объяснимо: АО «ЗГРП», созданное в 2013 году, выросло до крупнейшего недропользователя, из числа зарегистрированных на территории Бурятии. На его долю приходится порядка 40 процентов всего добываемого в республике нефрита. «Забайкальское горнорудное предприятие» ведет деятельность в Баунтовском, Муйском и Окинском районах Бурятии. На двух участках «ЗГРП» столкнулось с неожиданной проблемой, истоки которой следует искать в прошлом — недостаточной геологической изученностью и нехваткой балансовых запасов сырья на месторождениях. Грубо говоря, по бумагам было одно, а на деле оказалось совсем другое. Понятно, что АО «ЗГРП» обвинять в некачественной разведке, проведенной другими людьми и другими организациями, было бы нелепо. Приглашенному на рабочее совещание директору АО «ЗГРП» Александру Воронкову только и оставалось, что констатировать факт и посетовать на недостоверную геологическую информацию.  

Только факты

Между тем известно, что «Забайкальское горнорудное предприятие» за неполные четыре года с момента своего основания инвестировало в производство (создание инфраструктуры, строительство рабочих поселков, закупка оборудования, охрана участков, добыча нефрита-сырца, а также операционная деятельность) свыше 2 миллиардов рублей. Сегодня «ЗГРП» — это крупнейшее предприятие отрасли с сезонной численностью около 180 человек, высоким уровнем заработной платы (89 тысяч рублей при средней по Бурятии менее 30 тысяч).

Взносы этого предприятия в социальные фонды за три года деятельности (включая 2016-й) составили более 89 миллионов рублей. За этот же период (2014-2016 гг.) предприятие уплатило около 160 миллионов рублей налога на добычу полезных ископаемых. А объем налоговых платежей во все уровни бюджета составил почти 265 млн рублей, из которых в казну Бурятии в 2015 году поступило около 105 миллионов. Данные по итогам 2016 года пока неизвестны.

В отличие от других недропользователей (например — АО «Хиагда»), АО «ЗГРП» не нужно было упоминать о такой важной составляющей в деятельности любого ответственного предприятия, как социальная миссия.

По данным акционерного общества, на развитие Баунтовского и Иволгинского районов Республики Бурятия «ЗГРП» в 2014-2016 годах направило около 32 миллионов рублей. На предприятии в беседе «МК» подчеркнули, что деньги пошли на реализацию социально-экономических программ развития муниципальных образований, которые работают на интересы местных жителей. А это, согласитесь, солидная прибавка к районным бюджетам.

Рабочие будни фабрики

Вопреки слухам, ни на один день не прекращала свою работу и фабрика по переработке и продаже нефрита «ТД «Ориентал Вэй», построенная в 2015 году в Улан-Удэ недалеко от центрального ГАИ. За год предприятие нарастило объемы деятельности во всех смыслах. Например, был возведен еще один этаж на здании фабрики. Здесь разместятся аудитории для теоретической подготовки специалистов-камнерезов. Их обучают ремеслу лучшие китайские мастера. Идет процесс наработки знаний, умений и методической литературы, что приходится делать в России практически с нуля.

Деловая активность не прекращалась и в цехах производства, где установлено новое и частично заменено прежнее оборудование. Пока предприятие ограничивается первичной обработкой нефрита-сырца, когда от больших и малых глыб отсекается все лишнее, а на выходе получается заготовка для будущих художественных и поделочных изделий из нефрита. На фабрике «МК» сообщили, что в 2015-м и неполный 2016 годы на предприятии было обработано около 270 тонн нефрита. Если в 2015 году на экспорт, оставив добавленную стоимость в бюджет Бурятии, из цехов «ТД «Ориентал Вэй» ушло 80 тонн сортированного и обработанного камня, то за 9 месяцев нынешнего — уже 127 тонн, что позволяет говорить о существенной (почти в два раза) динамике производства.

Бурятских камнерезов обучают китайские мастера.

Власти есть чем заняться

Картина могла быть более радужной, если были бы решены многие другие вопросы, с которыми в своей непростой деятельности сталкиваются едва ли не все недропользователи. Это и значительная удаленность управления Роснедр, и некачественная геологоразведка, путающая планы не только добытчиков, но и, как выяснилось, — планы субъектов федераций, недополучающих налоги. Это и постоянно меняющиеся правила игры в правовом поле России. Хотя решение проблемы как раз и зависит от желания, возможностей и политической воли региональных органов власти, которые должны не только уметь считать и делить доходы, но и учиться зарабатывать деньги. И помогать зарабатывать тем отраслям, которые способны наполнить региональный бюджет звонкой монетой.

Впрочем, депутаты НХ РБ, похоже, осознали степень и своей ответственности. И как доказательство готовности работать в содружестве с недропользователями в интересах Бурятии приняли решение обратиться с запросами в федеральный центр и даже «закрепить» отрасль в стратегии социально— экономического развития Бурятии на период до 2030 года, в которой нефрита почему-то не оказалось совсем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: Нефрит – дело тонкое

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру