Счетная палата проверит обоснованность миллионных расходов на деятельность Бурятской филармонии

Кем руководит в пустой филармонии художественный руководитель

Финансовый кризис подвиг все слои нашего общества не только потуже затянуть пояса, но и задаться вопросами эффективности расходования бюджетных средств.

Кем руководит в пустой филармонии художественный руководитель
Худрук Бурятской филармонии Наталья Уланова, директор Наталья Балсунаева и министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков на заседании в Народном Хурале.

В рамках своих контрольных функций за исполнительной властью бюджетный комитет Народного Хурала во главе с председателем Зоригто Цыбикмитовым вышел с инициативой заслушать на своих рабочих группах разные учреждения, чья деятельность давно вызывает вопросы. Заслушали и обсудили в Народном Хурале многие учреждения образования, культуры и социальной сферы, однако только представители Бурятской филармонии почему-то отреагировали на вопросы в свой адрес чрезвычайно бурно.

Не совсем понимая причины столь неоднозначной реакции, но желая все-таки разобраться в многомиллионных расходах на нашу культуру, на прошлой неделе бюджетный комитет вынужден был созвать повторное совещание. На сей раз депутатам удалось не только лично задать интересные вопросы представителям филармонии и ее учредителю в лице министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, но и увидеть не менее интересные документы.

Концерт стоимостью в 400 тысяч рублей

В уставе автономного учреждения «Бурятская государственная филармония» значится, что это некоммерческая организация, основная цель которой — просвещать и культурно развивать население путем организации для него концертов. Концерты организуются не кто как захочет, а с помощью госзадания, которое формируется каждый год, и формирует его исключительно учредитель, то есть минкульт Бурятии. Он же и финансирует свой заказ, каждый год выделяя из бюджета безвозмездные субсидии на организацию этих самых концертов.

К примеру, согласно госзаданию на 2016 год филармония взяла на себя обязательства провести за год 68 концертов, плюс не менее 50 — собственными силами. Не менее 5% мероприятий должно было носить выездной характер, где в среднем каждый концерт должны были посетить не менее 170 зрителей. В целом за год в Бурятской филармонии должны были побывать не менее 10800 человек, 90% из которых (то есть не менее 9000 человек) должны были приобрести билет примерно за 100 рублей, обеспечив филармонии за год не менее 9 млн рублей.

Согласно прозвучавшему на заседании отчету исполнительного директора Бурятской филармонии Натальи Балсунаевой, в 2016 году учреждение получило субсидию из республиканского бюджета в размере 14 млн 859 тысяч рублей.

— На эти деньги за десять месяцев текущего года нами было проведено 48 мероприятий, также 71 мероприятие за свой счет. За 10 месяцев филармонию посетили 16210 человек и 2951 льготный зритель, — сообщила депутатам Наталья Балсунаева.

Добавим, что в прошлом году субсидия на выполнение концертного госзадания Бурятской филармонии тоже составила 15 млн рублей, а в 2014 году — 15 млн 608 тыс. рублей. Для сравнения: Русский драматический театр получил в том году субсидию в размере более 92 млн рублей, Бурятский театр драмы — 66,8 млн рублей, театр песни и танца «Байкал» — почти 50 млн рублей, театр кукол «Ульгэр» — почти 20 млн рублей.

Если предположить, что все учреждения культуры выполнили госзадание, то получается, что один концерт в Бурятской филармонии обошелся нашему бюджету более чем в 200 тысяч рублей (15 млн рублей делим на 68 концертов). Как можно было понять из сбивчивого объяснения самого министра, если артисты приезжали к нам со стороны, то эта сумма увеличивалась. К примеру, выступление квартета имени Давида Ойстраха из Москвы «стоил» нашей филармонии дополнительные 200 тысяч рублей.

— Перелет обходится в 40 тысяч. В квартете имени Давида Ойстраха — четыре человека, плюс транспортировка инструментов, ушло около 200 тысяч, — пояснил депутатам министр культуры Тимур Цыбиков.

Наталья Балсунаева.

Концерт за 400 тыс. рублей (200 тыс. + 200 тыс.) вызвал у депутатов массу вопросов, притом, что Наталья Балсунаева затруднилась ответить, а на какую сумму в данном или любом другом концерте удалось продать билеты. К примеру, каким образом учитываются в отчетах филармонии виртуальные концерты (по 20 рублей за билет), когда на большом экране нашей филармонии транслируются концерты Московской государственной филармонии? В чем здесь состоит работа худрука, директора, всего многочисленного коллектива учреждения, если речь идет всего лишь о технической передаче на расстоянии звука и изображения?

Еще более поразило депутатов, что прозвучавшие цифры — далеко не единственные субсидии, получаемые нашими учреждениями культуры из бюджета. В документах эти субсидии туманно обозначены «на иные цели», назначение которых выяснить в рамках рабочего совещания в Народном Хурале так и не удалось. Однако, если, к примеру, Русский драматический дополнительно получил в прошлом году 400 тыс. рублей, а государственный цирк — 100 тысяч, то Бурятской филармонии «на иные цели» Тимур Цыбиков перечислил 3 млн 570 тыс. рублей, то есть больше всех.

Кем руководит в пустой филармонии художественный руководитель

В оправдание своих многомиллионных расходов директор филармонии представила на обозрение публики штатное расписание собственного учреждения с нормативной численностью в 45 человек и пятью густонаселенными отделами, «потребляющими» на свою заработную плату больше, чем зарабатывает Бурятская филармония. К примеру, при заработанных здесь в прошлом году 10 млн рублей на зарплату 30 человек ушло 13 млн 172 тыс. Если вспомнить, что три года назад вместе с Эрженой Жамбаловой из филармонии в Бурдрам были переведены сразу 23 артиста (отчего штат с 74 «сократился» до 51 человека), у представителей бюджетного комитета Народного Хурала возник вполне резонный вопрос, что же это за столь необходимые искусству люди. Люди эти из отделов планирования творческих программ (7 человек), маркетинга и продвижения концертной деятельности (6 человек), по организации концертной деятельности (7 человек), художественно-постановочной части (5 человек) и венчающей всю эту пирамиду бухгалтерии (6 человек) казались тем более удивительными, что среди них не обнаружилось ни одного артиста.

Действительно, в советское время, Бурятская филармония давала, по словам композитора Виктора Усовича, до 600 концертов в год (по 2 концерта в день), имела с десяток собственных коллективов, включая фокусника Цыденжапова, художественного чтеца Афанасьева и других. Чтобы вся эта масса творческих личностей (штат — 120 человек) могла ежедневно культурно обслуживать чабанские стоянки и дальние фермы, действительно необходимы были худрук, директор, пять отделов и 6 высококвалифицированных бухгалтеров. Но никаких коллективов в Бурятской филармонии давно уже нет. Никто собственными силами здесь давно уже не поет, не пляшет и не показывает фокусы, а заезжие артисты посещают Улан-Удэ, как правило, по своим турам, организованным для них их же продюсерами. Проблема Бурятской филармонии заключается в том, что коллективов здесь давно уже нет, а администрация с худруком, директором и 6 бухгалтерами продолжает имитировать собственную деятельность так, будто в их подчинении трудятся не менее сотни артистов.

Все аргументы министра Тимура Цыбикова о невозможности сократить штаты филармонии, о неких особенностях театрально-концертных учреждений, где необходимо пристально следить за продажей билетов и движением финансовых средств, выглядят просто смешно. Правоохранительная система уже объяснила, как при 6 бухгалтерах в Бурятской филармонии ее художественный руководитель Наталья Уланова умудрилась в 2014 году задним числом оприходовать в кассе учреждения 1 млн 700 тысяч рублей и торжественно пойти с этим под суд. На все эти детские доводы депутат Народного Хурала Игорь Марковец привел в пример работу в Улан-Удэ спортивных школ, где несколько лет назад все бухгалтера были сокращены и выведены в единую бухгалтерию с одним-единственным бухгалтером, прекрасно справляющимся со своими обязанностями.

Норжима Цыбикова против Тимура Цыбикова

Существует еще более эффективный метод, о котором депутаты бюджетного комитета говорили уже за кулисами мероприятия — организация культурных мероприятий и выполнение просветительских функций за счет бюджетных средств методом аутсорсинга. В самом деле, почему бы просто не отдать эту бурную концертную деятельность нашей Бурятской филармонии на аукцион, за который поборются профессионалы, не только называющие себя продюсерами, а действительно этим занимающиеся. В конце концов, тогда нам будет кому задать вопросы по поводу проданных-непроданных билетов, арендаторов, рекламы и прочих вещей, на которые нынешний директор Наталья Балсунаева ответить почему-то не смогла.

К примеру, пусть этот конкурс на организацию столь необходимых жителям Бурятии симфонических и джазовых концертов выиграет продюсер Норжима Цыбикова. Условие — полное содержание за счет бюджета здания в самом центре столицы республики и абсолютная свобода действий. Пусть продюсер Норжима Цыбикова докажет всем, что зарабатывать 10 млн рублей и тратить на зарплату 13 млн рублей при штате 30 человек в таких условиях есть по нынешним временам коррупция и что далее так продолжаться не может.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Анатомия Филармонии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру