Кто ответит за махинации с городскими сетями водоснабжения и канализации?

Возвращение блудного «Водоканала»

Новость о признании ОАО «Водоканал» банкротом получила на прошлой неделе эффект настоящей сенсации. Неожиданностью стало даже не само банкротство предприятия, о котором давно велись речи.

Возвращение блудного «Водоканала»

И даже не накопившиеся гигантские долги в 350 миллионов рублей, а грядущая распродажа с молотка всего водопроводного и канализационного хозяйства Улан-Удэ, оказавшегося в ОАО «Водоканал».

С той поры, как в городе вновь было создано МУП «Водоканал», вернувшее себе право собирать с населения платежи за холодную воду и канализацию, мы все были убеждены, что и само хозяйство (491 км водопроводных, 420 км канализационных сетей, 10 насосных станций и 3 водозаборных сооружения) тоже автоматически вернулось на «родину».

На прошлой неделе выяснилось, что не вернулось. Пресс-служба мэрии в срочном порядке бросилась разъяснять, что ОАО «Водоканал» и МУП «Водоканал» — это разные вещи, и к банкротству первой вторая организация не имеет никакого отношения, поскольку поставщиком холодной воды в квартиры признан МУП. Почему поставляет воду и получает за нее деньги МУП, а трубы, по которым вода добегает до горожан, оказались в ОАО, для многих стало полной неожиданностью. Произошедшее вполне можно назвать очередной коммунальной загадкой, которую еще предстоит разгадать.

«Высший пилотаж»

Всего год назад на итоговом совещании комитета городского хозяйства было заявлено, что с 7 октября 2015 года все водохозяйственное имущество города возвращено в муниципальную собственность, то есть в МУП «Водоканал», как раз получившего статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения Улан-Удэ. Более того, председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский, обращаясь к тогдашнему сити-менеджеру Зандре Сангадиеву, просил выделить из бюджета 30 млн рублей на ремонт этих самых изношенных сетей, несмотря на то, что «по итогам деятельности за декабрь 2015 года МУП «Водоканал» вышло на безубыточный режим». Подводя итоги уже 2016 года, нынешний сити-менеджер Александр Аюшеев также сетовал на катастрофическую ситуацию с городскими сетями, для решения которой требовалось срочно отремонтировать 382 км сетей водоснабжения и 182 км водоотведения. Более того, именно за сети «Водоканала» (то ли МУП, то ли ОАО — теперь уже неизвестно) городские власти воевали весь конец прошлого года и торжественно провозгласили победу, когда депутаты Народного Хурала утвердили-таки на итоговой сессии субсидию в размере 54,6 млн рублей на модернизацию сетей водоснабжения. Мало кто понимал тогда, что модернизировать власти собираются сети предприятия-банкрота и что прежде чем модернизировать, их надо будет сначала выкупить. Причем по закону хозяйство стратегического объекта нельзя делить на части, менять его целевое предназначение и прочее. Ирония состоит в том, что однажды вручая рентабельное имущество «Водоканала» заезжим бизнесменам (БКС), отцы города надеялись на устойчивую прибыль в муниципальную казну. А вышло так, что мэрии потребуется изыскать миллионы рублей, чтобы вернуть имущество, которое и без того принадлежит городу и горожанам. Не менеджмент, а высший пилотаж какой-то! Сумма, озвученная Константином Мошковским, удивила. Согласно его прогнозу, за сети городу придется выложить как минимум 30 млн рублей, которые еще где-то надо будет изыскать.  

Вместо одного рентабельного предприятия два банкрота

Впервые невнятные размышления на предмет того, зачем одной системе несколько структур, возникли еще три года назад после того, как возмущенные увольнениями и невыплатой зарплаты работники ООО «Байкальские коммунальные системы» подняли скандал. Комментируя журналистам ситуацию на «БКС», где возникли долги как перед коллективом, так и перед ОАО «Водоканал», Вячеслав Наговицын, в частности, заметил, что когда две компании оказывают одни услуги, ситуация получается нездоровая, а схема непрозрачная. Глава республики предположил, что логично слить ООО «БКС» и ОАО «Водоканал» в одно целое. Сливать никто ничего не стал, а спустя еще какое-то время схема пополнилась третьим звеном — МУП «Водоканал».

Рядовым горожанам (они же потребители услуг вышеперечисленной троицы) до сего дня так и осталось непонятным, кто и за что в конечном итоге отвечал и что собственно делал? Если все имущество стоимостью в 1,5 млрд рублей по договору аренды перешло к ООО «БКС», куда ООО «БКС» платило эту аренду и какова была эта аренда? Если все платежи населения собирало ООО «БКС», оно же эксплуатировало сети и должно было их ремонтировать и улучшать, содержать рабочих, то тогда чем все эти годы занималось ОАО «Водоканал»? Если контроль за выполнением той самой принятой городскими депутатами инвестпрограммой ООО «БКС» был возложен на комитет городского хозяйства, а действовавшая с 2012 года программа с самого начала выполнялась не в полном объеме, то что сделал комитет для спасения положения? Как в эту странную схему взаимоотношений ООО «БКС» — ОАО «Водоканал» — мэрия вписалось вновь созданное в 2015 году МУП «Водоканал»? Как так получилось, что работавшее до того десятки лет МУП «Водоканал» вплоть до 2004 года (до даты ухода с предприятия его бессменного руководителя Леонида Ткаченко) было рентабельным, а с приходом ООО «БКС» и превращением МУП в ОАО все предприятия разом стали убыточными, несмотря даже на рост тарифов? В конце концов, нет ли здесь преступления, какой ущерб был нанесен городу и кто возьмется все это расследовать?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 25 января 2017

Заголовок в газете: Возвращение блудного «Водоканала»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру