Жители Бурятии все активнее переходят на бартер в интернете

Экономисты усматривают в этом тревожные симптомы

Из-за экономического кризиса в товарно-денежные отношения возвращается, отринув шелестящие банкноты, натуральный обмен — совсем как в 90-х годах прошлого столетия. С той лишь разницей, что «бартер» переместился, укрепился и очень даже неплохо развился в социальных сетях.

Экономисты усматривают в этом тревожные симптомы

В мировой паутине возникли тематические группы и паблики, где люди активно выкладывают посты, ведут дискуссии, меняют одно на другое — не только товары, но и, порой, услуги — и, по собственному признанию, экономят на этом немалые средства.

Меняю диван на торт...

В бурятском сегменте «ВКонтакте» имеется несколько подобных сообществ. Самое большое из них, с 16,4 тыс. участников, так и называется — «Бартер 03». Оно пестрит разнообразными предложениями, касающимися недвижимости, техники, одежды да еды.

Пользователи предлагают к обмену ненужные им вещи за… сладости, жилье за автомобиль, новые брюки за продукты, шубу за набор для наращивания ногтей, а счеты, обогреватель, пластинки для граммофона, чемоданы советских времен и книги бурятских писателей прошлых лет — за... нечто неопределенное, но полезное. Видимо, иногда от безденежья и нужды народ готов расстаться не только с лишним и невостребованным, но и дорогим и раритетным, напоминающим о своих предках и былых годах. «Я начала меняться с людьми, поскольку у многих нет возможности покупать, — пояснила корреспонденту «МК» домохозяйка Ирина Непитаева. — В основном обмениваю детскую одежду. Деньги экономятся, но привычка не сформировалась».

Менее крупный паблик с 7,3 тыс. подписчиков — «Отдам даром, обменяю, подарю 03 Улан-Удэ». «...Мы хотим, чтобы каждая вещь нашла своего хозяина, чтобы одни не платили кучу денег грузчикам за выброс и вывоз, а другие — барыгам в комиссионных магазинах. И надеемся, что поможем вам отдать ненужное и найти нужное», — красноречиво гласит его описание. Здесь размещаются объявления обо всем, кроме продажи. Некоторые из них обычны, некоторые весьма нетривиальны, но почти все посвящены одеянию, пропитанию, электронике и предметам быта — то есть самому необходимому для нормальной жизни. «Отдам диван за торт». «Обменяю дубленку на молоко». «Наращивание ногтей» на памперсы». «Жилетку за горшечный цветок», «Микроволновку и мультиварку за фрукты и сладости», «Билет на ледяную горку за шоколадку», «Утюжок-гофре, щипцы-выпрямители, фен — на телефон-андроид»...— всего не перечесть!

Для одной из подписчиц, администратора гостиницы Аллы Днепровской, подобный бартер — обычное дело. Девушка сидела в чате «Галактика знакомств», играла в виртуальный обмен с другими людьми и быстро освоила реальный.

— Случайно попала в тематическую группу, нашла там симпатичное платье, — вспоминает она. — И пошло-поехало. Предлагала ненужное взамен на нужное для себя и близких. Меняла обувь, сумки, косметику. Например, обменяла три гель-лака, которые стояли без дела и ждали своего конца, на весеннюю куртку для ребенка! Да и сейчас слежу за объявлениями, подбираю платье на ребенка к празднику. И, знаете, я довольна. Могу смело сказать, что экономлю хорошие деньги!

Алла подчеркивает: не каждый может позволить себе поход в магазин и покупку чего-то новенького. А гардероб обновлять хочется, да и другие вещи приобретать требуется. И принцип «я тебе — ты мне» очень на руку. Аналогичного мнения придерживается и молодая мама Вероника Степанова.

— Меняюсь в основном теми вещами, из которых выросли мои дети или сама я. Если они в хорошем состоянии, как правило, жалко выбрасывать. А шкафы, как известно, не резиновые. Да и кошельки у родителей — тоже. Обычно обмениваю на пюре, кашки, памперсы — то, что нужно детям каждый день и не бывает лишним никогда. А на сэкономленные деньги уже можно купить вещицу по размеру. Как говорится, голь на выдумки хитра. Надо же как-то выходить из сложной финансовой ситуации.

…А шапку — на телефон

Год назад уже крылатой фразой Дмитрия Медведева, очевидно, вдохновились администраторы паблика «Денег нет. Давай меняться». Этому призыву и следуют его подписчики, иной раз поражая своими объявлениями. Но, видимо, главное в них — не логичность, а потребность. Ну и не брезгливость. «Отдам книги за 4 йогурта». «Обменяю мешок картофеля на зимнюю обувь». Или: «Нужны соленья и варенье. Взамен отдам одежду». «Вещи 40-42-44 размера. Есть розовый купальник. Ищу настенные часы, обувь 38-39 размера». «Срочно обменяю мужскую норковую шапку на любой рабочий телефон. Главное, чтобы звонить можно было». «Очень теплые натуральные унты в отличном состоянии. Надо мерить. Интересует кровать-чердак или двухъярусная кровать».

Мебель, текстиль, подгузники, автомобили, обогреватели, стройматериалы, кондиционеры — чего здесь только нет! Ирине Задубиной, например, удалось приобрести новогодние костюмы для своих ребятишек, потратив деньги лишь на дорогу для встречи с их «обладателем».

— Я мама двух детей дошкольного возраста. Когда они родились, сначала пошла в декретный отпуск, а потом начала сидеть дома с ними. Как и большинство мамочек, захожу в Интернет. Особо не состояла в группах, но как-то увидела в ленте одну — об обмене вещей. Предложила то, что у меня есть, но не особо нужно. В итоге мы обменялись. Так я и узнала о бартере в соцсетях. После сама не единожды давала объявления. Думаю, это отличный способ получить что-то полезное — не только одежду, но и игрушки, лекарства — без денег.

— Это выгодно, — вторит студентка Анастасия Китонова. — Я менялась около пяти раз и всегда равноценно. Недавно отдала новое, но большое мне платье за другое, тоже новое. Обычно обмениваю хорошие вещи, старые пускаю на тряпки.

Мнение экспертов

Но, несмотря на то, что жители Бурятии, которые имеют сравнительно небольшой доход или столкнулись с его сокращением, а также задержками зарплат и даже потерей работы, радуются виртуальному бартеру, иногда, правда, испытывая стеснение, эксперты относятся к нему неоднозначно, усматривая некую угрозу.

Татьяна Думнова, экс-министр экономики Республики Бурятия:

Татьяна Думнова.

— Во все времена бартерные сделки мирно сосуществовали с денежной системой. По некоторым данным, до 25% мировых производителей предпочитают проводить именно их и при этом получают значительную прибыль: доход с единицы товара составляет от 20 до 45%. Однако процветание бартера — это индикатор нестабильности: гиперинфляция, финансовый голод, острая нехватка валюты и денег. Высокая закредитованность населения Бурятии способствовала тому, что многие прибегли к нему. В Интернете действуют сотни сайтов, где они обмениваются товарами и услугами и экономят так. Иногда это становится образом жизни. Но и здесь есть определенный процент обмана. Некоторые стараются заработать на многосторонних сделках с помощью посредничества и комиссионных выплат. Судя по нынешней экономической ситуации, бартер еще долго будет присутствовать на российском рынке. Но когда страна преодолеет кризис и рыночные принципы восстановятся, надобность в нем отпадет.

Алдар Бадмаев, бизнес-консультант, кандидат экономических наук:

Алдар Бадмаев.

— Социальные сети — это форма общения между людьми в условиях складывания глобального сообщества. А виртуальный обмен — это удобно и выгодно. Сейчас многие трансакции проще, дешевле и быстрее осуществить через Интернет. Экономия очевидна на многих статьях расходов, и борьба с этим бесполезна. Нужно трансформировать систему управления и контроля, внедрять новые информационные технологии для блокирования антисоциального контента и криминала в сетях, ведь многие наши земляки уже столкнулись с откровенным «кидаловом» в мировой паутине, несоблюдением элементарных правил и норм. Именно эти факты сдерживают расширение интернет-торговли в России, в отличие от того же Китая, где за нарушения в таких случаях виновных ждет суровое наказание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Денег нет, давай меняться!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру