«Байкальская гавань» не дала жителям Турки ни воды, ни работы, ни будущего

Водоснабжение большого села держится на колесах советского «ЗИЛа»

В фильме Кевина Костнера «Водный мир» вся суша погрузилась под воду. По единому океану бороздят плавающие города, а одним из ценнейших сокровищ является пресная вода. Что общего у Турки и ее жителей со знаменитым фильмом, разбирался корреспондент «МК».

Водоснабжение большого села держится на колесах советского «ЗИЛа»
Поселок Турка, турзона "Байкальская гавань".

Без воды

— Проблем у нас выше крыши, обо всех сразу и не расскажешь, — говорит «МК» Александр Кочетов, коренной туркинец и атаман местного казачьего общества. — Байкал, как видите, у нас рядом, а вода все равно покупная. И не каждый раз ее привозят, водовозка ломается. Если раньше вода и в колодцах была, то после землетрясения 2012 года ее не стало. Сейчас, у кого деньги есть, бурят скважину. А ведь когда «Байкальская гавань» строилась, нам золотые реки обещали. Видимо, не дождемся.

Часть своих обязательств инвесторы все-таки выполнили и водопровод до школы провели, вот только, как у нас водится, без косяков не обошлось. Трубы водопровода зарыли на недостаточной глубине, и зимой, чтобы вода не замерзла, школу от скважины отключают. Вот и приходится бюджетному учреждению подключаться к общественной трубе, забирая большую часть на свои нужды. Еще в поселении есть две колонки, но они стоят просто так, для красоты, чтобы туристы о Турке хорошо думали. Возможность подключиться к бесперебойному водоснабжению у жителей есть, однако скважина находится в 7 километрах от поселения, с нее-то, собственно, и питается никому ненужная «зона».

— Чтобы реализовать эту возможность, только для составления проекта нам потребуется два миллиона рублей, а весь наш бюджет — не более восьми, — объясняет депутат районного совета Татьяна Тивикова. — Заметьте, это только проект, а его реализация обойдется бюджету примерно в 24 миллиона. Таких денег нам не собрать.

Люди не дураки

Сейчас все водоснабжение Турки держится на колесах еще советского «ЗИЛа» с объемом цистерны в шесть кубов и на незаконных скважинах глубиной до 50 метров. По словам водителя водовозки, машину пора на металлолом списать. И если мелкие поломки можно на месте исправить и воду развезти, то в случае серьезной неисправности — вызывать машину из Горячинска. Хотя там тоже одна такая.

— Больше за людей обидно, они эту воду ждут как спасение, а тут такая халтура,— говорит Сергей Бурлаков.

Он на развозе уже полтора года, зарплата восемь тысяч рублей, но уйти в другое место не может, потому что некуда. А если и уйдет, на освободившуюся должность очередь выстроится, работа всем нужна.

Самое удивительное, что все пути решения этой проблемы давно известны, вот только бюджетных средств нет уже второй десяток лет. А люди не дураки, они все подмечают — и что где работает, и что где просто так простаивает. В особенности, если это «зоны» касается.

— Так как в России этот год объявлен Годом экологии, то наше правительство для себя может очень жирную галочку в этом месте поставить. Отметиться, так сказать, хорошим делом, вот только боятся, — рассуждает предприниматель Лариса Кондратюкова. 

Они вместе с мужем держат кафе и небольшую гостиницу. Тут хочешь не хочешь, а о развитии поселения каждый раз задумываться будешь. Год от года туристов все меньше, иногда в минус уходят, а платить приходится за все.

— На территории «зоны» расположены современные очистные сооружения, которые еще ни разу не запускались — водозабора не хватает. Минимальная нагрузка должна составлять 300 кубов, а откуда же им взяться, когда водопровода нет? У нас каждый человек, прежде чем на работу уйти, должен печку затопить, водовозку дождаться, и такая же процедура вечером, а если еще и домашние дела, так вообще с ног валишься. Какие же здесь условия для туристов? Когда самим бы выжить. И за все опять же платим, причем немалые деньги. Складывается впечатление, что правительство просто боится решительных шагов. А ведь и жизнь наша тогда бы изменилась.

Последняя надежда

Свою последнюю надежду туркинцы возлагали на зону и развитие туризма, однако пополнить местный бюджет за счет приезжих не получится — их там попросту нет. Весь турпоток — это жители республики, преимущественно из Улан-Удэ, а другим сюда ехать незачем, у них свой Байкал. А какие обещания были в 2007-м — до 100000 туристов в год,  «вот заживем», думалось тогда. Но по истечении 10 лет остались туркинцы у самого синего моря с разбитым корытом. Да еще и статус особо охраняемой зоны не дает развернуться индивидуальным предпринимателям. Они не резиденты, для них льготы не предусмотрены.

— На Байкале жить можно только за счет оказания услуг, но тебя проверками замучают. Я считаю этот подход совсем неправильным. На данный момент, чтобы что-то у нас сделать, необходимо кучу бумаг собрать и выложить приличную сумму. Допустим, захотел я построить что-нибудь, так мне сначала надо проект заказать, самый дешевый — 40000, потом экологическую экспертизу провести, а это еще 140000, и на что, спрашивается, мне строить и развиваться, — рассказывает Поезд Владимир Викторович.

Турка постепенно продается, люди бросают свои дома.
Местная достопримечательность.
По таким камням воду не натаскаешь и не навозишь.
Советское чудо.
Тот самый «Метрополь».

— Сейчас только китайцы и корейцы ездят, и то мимо. Сделают фотографии — и дальше. Летом немец приезжал на мотоцикле «Урал», пробыл несколько дней, французы заглядывают, но по большому счету мне им показать нечего, все, что есть — они и сами видят. Обещали нам горнолыжный курорт, но где он? Самое обидное, что из-за смешных законов ничего сделать нельзя. Тот же самый омуль. Например, знаю, что в Корее достаточно популярна рыбалка на катерах. Туристам показывают, как сетями рыбу ловят, весь процесс от начала и до конца, а потом эту рыбу им же и готовят. Ну вот сколько я таким способом за сезон поймаю, тонну? Нет, конечно! Зато у местных работа появится, и браконьерить никому не придется, главное — организовать правильно.

Идей по развитию поселка у местных хоть отбавляй, а поддержки никакой. Правительство ищет «больших» спонсоров, вот только эти большие спонсоры заезжать в Турку не горят желанием. Особенно сейчас, когда стало известно о ликвидации «Байкальской гавани». Сейчас турчанам о счастливом будущем напоминает баннер группы компаний «Метрополь», установленный на въезде в поселок.

Преференции не для нас

Кто успел сориентироваться после развала союза, открыл свой бизнес, и сейчас более или менее держится на плаву. У Алексея Башарова своя лесопилка, изготавливает половые рейки, вагонку, профилированный брус евростандарт: «Все экологически чистое, не на клею», — говорит Алексей о своей продукции.

— У меня на предприятии местные мужики работают, а у нас больше идти и некуда. На «зону» не возьмут. Раньше ипэшников больше было: Лужин с ребятами трудился, Туров, а сейчас только я. Остальные поуходили — трудностей много. У нас ведь преференций нет, никакой помощи и поддержки, только бы с проверками ездить. Бурприроднадзор, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура, транспортная, всего около двенадцати контролирующих организаций. А у меня люди работают, я их в каком-то смысле одеть-обуть должен. Но мне даже этого делать спокойно не дают.

Последней каплей для туркинского бизнеса стали выплаты за потери электроэнергии. По словам Алексея, ежемесячно «Бурятэнерго» списывает на потери до 640 кВт, независимо от того, работала станция или нет. Если перевести на деньги, то это 3840 рублей, так как для юридических лиц оплата за кВт-час установлена в размере 6 рублей. Еще одна особенность  прибрежных районов — это вывоз промышленных отходов. Казалось бы, что плохого в опилках, то же самое дерево, скинул в овраг — и удобрение, но нет, они экологию загрязняют.

— Я думаю, что нас с этой земли потихоньку выживают, — делится своими наблюдениями предприниматель. — Два года назад в лесхозе уволили директора, который много лет работал, приезжим никому ничего не давал. Выкинули как собачонку. Сейчас пожары пошли, пожарные говорят: «Поджог». Нас разгоняют. Вот только для кого и для чего — неизвестно. Когда поднялся вопрос о том, что зону хотят передать в ведение республики, а потом отдать на уровень поселений, резиденты от компании «Путник Сибири» и второй организации от «Метрополя» встали на дыбы. А потому что ничего не строится. Я в поселке в шутку говорю: «Поставьте меня директором на зону, и я в течение двух месяцев найду и рабочих, и инвесторов».

Сегодня деньги — завтра проект

Для решения «водного» вопроса неоднократно собирались сельские сходы, велись разговоры с руководством республики о том, чтобы провести водопровод и канализацию. Местным депутатам и главе района было поручено рассчитать, сколько потребителей, каковы возможные объемы водозабора, но для них этот проект оказался очень затратным. Вот и решили на скважинах выживать. Но год от года качество воды падает, к тому же существует вероятность повторного землетрясения.

— Для Турки проблему с водой можно назвать извечной, — говорит Сергей Мезенин, депутат Народного Хурала от Прибайкальского района. — Я начинал свою трудовую деятельность в Туркинской школе и в полной мере испытал на себе весь этот подвоз воды. Сейчас вопрос решается. Конечно, было бы проще, если бы Турка попала в федеральную программу, получив возможность подготовки проекта за счет бюджета. Но этого не произошло, все инвестиции утекли в «зону». Поэтому мне и жителям района непонятно, куда ушли большие деньги. На туризм? Так его как не было, так и нет сейчас в Турке…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: У разбитого корыта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру