Хамбо-лама рассказал Алексею Цыденову о пяти основных бурятских племенах

Глава буддистов России и врио главы Бурятии остались довольны первой встречей

Стратегически верный шаг совершил назначенный врио главы Алексей Цыденов, посетив на шестой день своего пребывания в Бурятии резиденцию традиционной Сангхи России — Иволгинский дацан.

Глава буддистов России и врио главы Бурятии остались довольны первой встречей
В галерее искусств народов Азии в Иволгинском дацане.

То ли по собственному почину, то ли по совету помощников, но ставленник Путина после официальных представлений федеральным министрам в Москве отправился к Пандидо хамбо-ламе Дамбе Аюшееву.

Хамбо-лама к встрече был готов — за традиционным обедом он рассуждал о хори-бурятах (к которым относится и Алексей Цыденов), вспоминал свою учебу в Петровске-Забайкальском (откуда родом врио главы) и активно интересовался последними передвижениями назначенца. Не менее его интересовало и то, сколько времени в графике Цыденова выделено на посещение Иволгинского дацана. Как выяснилось, врио свободен, а формат встречи выбирает принимающая сторона. Тогда хамбо-лама обрисовал примерный график: «Сначала пообщаемся при всех, потом останемся мы вдвоем и Ганжур-ламой (ему же надо составить гороскоп Алексею Самбуевичу), а затем пойдем к хамбо-ламе Итигэлову, в художественную галерею и мастерские».

К слову, здесь впервые хамбо-лама объяснил, почему он перестал принимать в своей резиденции бывшего главу Бурятии Вячеслава Наговицына: «После того как он направил выделенные из федерального бюджета на животноводство 800 миллионов рублей на покупку дорогой техники, я его спросил, почему деньги пошли не на покупку скота. А он сказал — будет корм, будет скот. Потом вы вспомните…». Как известно, история с неэффективной растратой 800 миллионов рублей закончилась для Бурятии весьма плачевно…

Алексей Цыденов начал встречу с традиционного «Сайн байна!», чем потрафил и хамбо-ламе, и окружающим. «Я приехал к чуду буддийского мира — хамболаме Итигэлову и к вам, как к старшему товарищу за советом. И хочу начать работу с благословения Даши-Доржо Итигэлова», — объяснился врио. После чего Дамба Аюшеев представил находящихся с ним Дид хамбо-ламу Очирова, почетного ректора университета Ганжур-ламу Раднаева и ширээтэ Иволгинского дацана Цырендылыкова. Затем рассказал о структуре Сангхи, в которую входят Дид хамбо-ламы по Иркутской области, Забайкальскому краю и с недавних пор — по северо-западу (дацан в Санкт-Петербурге). «А вот в Москве дацана нет», — откликнулся на это Алексей Цыденов.

Экскурсия по территории Иволгинского дацана.
За столом переговоров стороны провели более часа.
Хамбо-лама показывает Алексею Цыденову производственные цеха.

Хамбо-лама вновь вернулся к теме родоплеменных отношений:

— Вот смотрите — есть пять основных бурятских племен: селенгинский, хонгодоры, хори, эхириты и булагаты. У меня представлены все пять, у вас тоже должно быть пять.

— Ну, один уже есть, — подхватил мысль Алексей Цыденов, и на удивленный взгляд хамбо уточнил: — Я.

После высокие стороны поделились воспоминаниями о Петровске-Забайкальском — в городе оба жили в одно время. «Одним воздухом дышали, росли среди русских», — резюмировал Дамба Аюшеев.

На этой лирической ноте всех попросили удалиться — о чем беседовали более часа глава буддистов России и «временный» глава Бурятии за закрытыми дверями, известно им одним. Наблюдателям пришлось довольствоваться частыми взрывами смеха из-за закрытой двери и буузами, которыми щедро угощали хувараки.

Позже многочисленным монголам пришлось расступиться на крыльце дацана Итигэлова, чтобы пропустить к нетленному телу хамбо-ламы Алексея Цыденова. Как и предыдущий час, короткая встреча с Этигэл-багши прошла в уединении. И уже после хамбо-лама провел обзорную и насыщенную экскурсию по территории дацана. Сначала он похвастался жемчужиной дацана — галереей народов Азии, где «временный» глава с мальчишеским блеском в глазах принялся фотографировать работы бурятских мастеров, дотошно выспрашивать у владелицы галереи Светланы Доржиевой об особенностях разных профи и трудностях работы. Здесь Алексею Цыденову хамбо-лама подарил символ начинающегося 2017 года — статуэтку Красноватой Курицы. Потом были цеха по обработке шкур, переработке биотоплива и, наконец, мастерская «Эрхим дархан».

По тому, как активно хамбо-лама Дамба Аюшеев делился секретами изготовления пеллетов, как собственноручно открывал емкости с томящимися шкурами и лично рассказывал об уникальном оборудовании, было понятно — разговор за закрытыми дверями явно удовлетворил главу буддистов. В свою очередь, «временный» глава Бурятии вкусно и к месту шутил, здоровался с мастерами, проявлял интерес к технике, которой оснащены цеха, и, несмотря на явную усталость (из Москвы он вернулся именно в это утро), продолжал излучать обаяние.

Несмотря на довольно плотную загруженность, Алексей Цыденов успел поделиться с журналистами своими планами, в частности, объявил, что знакомство с районами начнет с севера. Причем отправится туда не один, а в компании с президентом РЖД — как только будет согласован график обоих руководителей, до жителей районов будут донесены даты визита. «Люди должны подготовить вопросы — мы обязательно выслушаем всех». Надо полагать, предварительное решение было принято на минувшей неделе. Олег Белозеров стал первым федеральным чиновником, с кем в новом статусе «врио» встретился Алексей Цыденов.

Часовая экскурсия завершилась получасовым чаепитием, на котором участники встречи обещали друг другу встретиться в ближайшее время и поздравить с приближающимся праздником. И лишь после этого Дамба Аюшеев проводил Алексея Цыденова до машины.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Шестой день

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру