Жители Бурятии утопают в собственном мусоре

ОНФ предпринял рейд по несанкционированным свалкам

Обитатели некоторых поселков, включая членов дачных и садоводческих некоммерческих товариществ, по колено, если не по горло, закопались в твердых бытовых отходах.

ОНФ предпринял рейд по несанкционированным свалкам

За неимением баков для мусора и денег для оплаты договоров на его вывоз люди оставляют его где придется. Только с 12 по 26 января 2017 года на «горячую линию» уполномоченного по правам человека Бурятии «Сообщи о загрязнении окружающей среды» поступило 16 звонков о несанкционированных свалках. По нескольким адресам вместе с омбудсменом и активистами ОНФ проехался корреспондент «МК».

Где живем, там и...

Центр поселка Зверосовхоз в пригороде Улан-Удэ — воистину картина маслом: жестяные банки, картонные коробки, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты… Все разбросано вперемежку и припорошено сверху февральским снежком. Члены одного из ДНТ крайне возмущены этой довольно большой свалкой, появившейся аккурат за Домом культуры, и второй, более крупной, — за ближайшим оврагом.

— Некогда здесь стояли контейнеры, — рассказывает Елена Калашникова. — Но когда стали заключать договоры на вывоз мусора, их решили убрать. А его по привычке продолжают здесь выкидывать. Вечером и ночью, когда никто не видит, автомобили проезжают мимо и «десантируют» мешки с отбросами.

— Прямо на дороге! — подхватывает Максим. — Раньше мы записывали номера и передавали их в администрацию. Может, автовладельцев и наказали. Но поток грязи не прекратился.

Кто именно пакостит в Зверосовхозе — вопрос на засыпку. Предположительно, члены других ДНТ и СНТ. «Наше товарищество заключило договор с организацией «Эко-Плюс», которая выполняет свою работу в полном объеме», — заверяет Елена. В определенное время люди выносят пакеты, ставят их в коробки, чтобы собаки не растаскивали, и примерно два раза в неделю грузовик подъезжает и забирает.

А те, кто не подписал заветные бумаги со специализированными компаниями (из-за нужды или нежелания платить), видимо, и устроили нелегальную мусорку. «Конечно, легче выбросить отходы, особенно в большом объеме, абы где, чем заплатить за мусоровоз,— рассуждает Калашникова. — Каждую весну проводим уборку. Позапрошлой собрали 100 мешков, прошлой — 148. Этой тоже насобираем немало. Да и надышимся вдоволь. Как потеплеет — сразу завоняет и понесет. Уже и незастроенные участки под индивидуальное жилищное строительство заваливаются. Надо что-то делать с этим, как-то контролировать!».

— Тут собраны всевозможные бытовые отходы, которые опасны именно своим разнообразием. Органика разлагается, пластик пусть медленно, но гниет, а когда горит, образует диоксины. Лампы и батарейки выделяют ртуть и кадмий — наиболее токсичные из тяжелых металлов, — поясняет руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Евгений Кислов.

Евгений Кислов.

Возникает резонный вопрос: почему бы не закинуть пакеты из-под молока в печку, не сдать бутылки из-под пива в стеклотару, а банки из-под тушенки — в металлолом? Ведь все это — вторичное сырье, имеющее своего потребителя. Видимо, привычные его сборщики — граждане без определенного места жительства — тут нечастые гости, а остальным — недосуг или все равно.

ДНТ «Березка-10» в Тарбагатайском районе и не менее красочный пейзаж — пестрая куча на дне оврага и вокруг него. Вот на пригорке взгромоздилось железное ведерко, а вот к коряге сиротливо приткнулась энергосберегающая лампочка. Не совсем стихийная мусорка, но и не легальный полигон, поясняют мне.

— Член ДНТ обратился к нам и сообщил, что его председатель организовал свалку и выделил участок под нее, — рассказывает консультант аппарата уполномоченного по правам человека в РБ Елена Хунхинова. — Дескать, жильцы десяти домов заключили договоры на вывоз мусора. Остальные выкидывают в специально вырытую яму по рекомендации руководителя товарищества. Однако тот заявил, что данная территория не принадлежит «Березке-10» и скопившиеся отбросы не имеют к ней никакого отношения… И кто виноват, пока сказать нельзя.

За поселком Эрхирик в Заиграевском районе помимо прочих «богатств» — обрывки старой одежды, мешки со строительными материалами, нечистоты ассенизаторских машин и останки крупного рогатого скота: пара собак с большим аппетитом обгладывает череп коровы. Вокруг — небольшие песчаные возвышенности. «Судя по всему, здесь расположен глиняный карьер. А, значит, строго запрещены свалки, — подчеркивает эколог. — И если он будет разрабатываться, они должны рекультивироваться».

На помойках кормятся бездомные животные.
Такие объявления зачастую игнорируются.
Свалка за Домом культуры в Зверосовхозе.
Свалка в Эрхирике.

В ожидании мусорной реформы

Все данные, полученные в ходе рейда, будут систематизированы, проанализированы и отправлены в Бурприроднадзор, прокуратуру и Роспотребнадзор, которые проведут проверки и выявят виновных. Надо сказать, что за незаконный выброс мусора предусмотрена административная ответственность, а за его организованный вывоз ответственны либо дачные и садоводческие товарищества, либо муниципальные власти — смотря к кому из них относится земля. И без злостных «уклонистов» тут не обходится. Например, администрация сельского поселения Брянское не исполняла судебное решение по ликвидации несанкционированной свалки аж с 2007 по 2015 годы, чем грубо нарушила права значительного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

— У министерства природы России есть информация о 580 несанкционированных свалках Бурятии, которые являются для нее настоящим бичом и находятся в основном в крупных населенных пунктах, вдоль железных и автомобильных дорог и около Байкала — объекта массового туризма и участка мирового природного наследия, — говорит Евгений Кислов. — Недавно Общероссийский народный фронт начал реализацию проекта «Генеральная уборка» по их ликвидации. Все они будут отмечены на интерактивной карте, обратимся в уполномоченные инстанции и возьмем вопрос под контроль вплоть до устранения завалов.

Основная «головная боль» на сегодня — полигон твердых бытовых отходов в поселке Верхний Саянтуй Тарбагатайского района. Когда только началась его эксплуатация, успешно работала мусоросортировочная станция. Бумага, картон, пластик и иже с ними отделялись друг от друга, обрабатывались и сбывались либо захоранивались. Но уже целый год этого не делается. К июлю 2017-го полигон забьется под завязку.

Поэтому требуется новый. Для него администрация Улан-Удэ сделала отвод земли, подготовила проект на 70%, но с принятием нового законодательства лишилась полномочий. Республиканские власти подхватили их и, согласно новым правилам, определили регионального оператора по обращению с ТБО. Им стала организация некоего Семена Матхеева — экс-гендиректора компании «Парус», которая в свое время обслуживала полигон в Сотникове и вызывала массу вопросов и неудовольствия.

Вот и сейчас дело застопорилось. Когда исполнитель приступит к нему и завершит — неизвестно. Учитывая инженерно-экологические изыскания, оценку воздействия на окружающую среду, общественное обсуждение, экологическую и государственную экспертизу — примерно через два года. Но мусорный коллапс не собирается ждать. Уже построенный полигон в Заиграевском районе не вводится в эксплуатацию из-за загвоздок с лицензированием, а оставшиеся три легальных в Бурятии попросту не справляются с нагрузкой. Не менее серьезная проблема — на побережье Байкала.

— Если сначала бюджетные деньги на уборку мусора там выделялись напрямую сельским поселениям, то потом по конкурсу — подрядчикам, которые, по жалобам местных жителей, бездействовали весь летний сезон и раскачивались только к его концу. В 2017-м мы будем проводить мониторинг по данной ситуации и отслеживать, насколько выделенные средства способствовали сокращению свалок в населенных пунктах,— отмечает уполномоченный по правам человека в РБ Юлия Жамбалова.

Юлия Жамбалова.

В этом году вслед за Бурятией региональных операторов выберут и тарифы на их услуги утвердят Забайкальский край и Иркутская область. Другие регионы перейдут на новую систему управления отходами в течение двух лет. Минприроды России надеется, что такая мера поможет избежать тотального загрязнения. «Но главное, чтобы сами люди вовремя сигнализировали о несанкционированных свалках и не мусорили там, где живут», — считают организаторы рейда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: Отбросы общества

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру