Вместо эпилога, анекдот о политтехнологиях:
«Чем вы можете мне помочь?»
«Ну, если вы серый волк, Красную Шапочку мы из вас вряд ли сделаем, но породистую восточно-европейскую овчарку вполне»
«Наговицын – идеальный продукт политических технологий. Волевое лицо с сексуальной ямочкой на подбородке, дорогие галстуки, благородная седина, костюмы с «иголочки». В общем, герой «а-ля красиво стареющий Алек Болдуин». По сути дела, перед нами – преуспевающий манхэттенский финансист, начинающий утро со свежего «Wall street journal» и чашечки коста-риканского экспрессо» - напишет Евгений Хамаганов в январе 2010 . Годом раньше предстал нашим взорам, пожалуй, самый успешный продукт наговицынской эпохи Тимур Цыбиков, которого Сергей Басаев опишет следующим образом:
«Мягкие манеры, гламурная рубашка и галстук, характерная для светской тусовки женственная улыбка с наморщиванием носа, разговор в шутливом тоне о серьезных вещах. Чистая русская речь без акцента и других «головарских» ноток. Тимур Цыбиков — принципиально новый персонаж для политического сообщества в Бурятии. В Москве молодым людям с модными галстуками и смущенной интеллигентной речью, невесть откуда взявшимся среди еще советской «проспиртованно-портяночной» чиновничьей элиты, с ее любовью к крепкому словцу и бане, сегодня уже никто не удивляется. Но в провинции они пока редкость. Невозможно себе представить, чтобы в кабинете министров бывшего президента Бурятии Леонида Потапова появился человек, подобный Цыбикову»
Был ли Цыбиков на самом деле олицетворением вкусов двора Вячеслава Наговицына или всего лишь удачной креатурой баргузинско-курумканского клана в лице свергнутого Гершевича - не суть важно. Но в свете настоятельного курса на туризм, продиктованного Кремлем или лично Алексеем Цыденовым, деятельность Тимура Цыбикова требует еще более пристального внимания. Особенно в свете провалившейся с треском одиозной идеи турзоны на берегу Байкала с купальным сезоном аккурат в один месяц и то при удачном раскладе небесных сил. Да и брендов за все 10 лет правления как было ровно два - Иволгинский дацан и озеро Байкал - так и осталось. К слову, два остальных - конфеты «Амта» и бальзам «Амрита», тихо загнулись в эти же годы. Но главный вопрос к соратникам Наговицына в другом: как и какими силами предполагалось сделать привлекательной Бурятию для туристов без культурологической составляющей?
На самом деле брендов чуть больше
К первым двум и добавить нечего. Озеро Байкал, будучи субстанцией могущественной, прикосновения бетона не стерпел и выразил свое недовольство спирогирой, природу которой до сих пор пытаются выяснить ученые. Иволгинский дацан, в лице иерарха российского буддизма Дамбы Аюшеева, особого восторга от общения с администрацией Наговицына за все десять лет так и не продемонстрировал. Но количество туристов, аккуратно вписываемое в республиканскую статистику турпосещений, обеспечил с лихвой. В дни значимых религиозных событий только количество автобусов с монгольскими туристами на борту насчитывали до семи десятков.
Есть еще культура семейских, интересная не только «внешним», но и внутренним туристам. Но, боюсь, что этот интерес не сильно подпитывался бюджетными вливаниями. Впрочем, как и в целом, культура местного люда - будь то бурятского, семейского, эвенкийского. И подозрение, что команда Наговицына и не пыталась увязать культуру с туризмом, становилось все очевиднее. Особенно когда Турка и ее светлое будущее дали течь и руководитель республиканского агентства по туризму была срочно отправлена на пенсию, в правительстве не нашли ничего оригинальнее, как снова туризм сделать подразделением минэкономики. Самым успешным, с позволения сказать, турпроектом теперь считается привозить на Сагаалган «дед морозов» разных мастей. Да и агентство особым креативом не блистало. Проект по продвижению Бурятии как туристической «Мекки» на главном китайском телеканале ССТВ китайский зритель не заметил. Что называется, слону дробина. Гигантскую по нашим меркам сумму в 5 млн рублей и смехотворным количеством прокатов в эфире гигант мировой медиа индустрии пусть недоуменно, но проглотил не прочувствовав. К слову, за эти деньги можно было б «напроизводить» фильмов о Бурятии штук десять хороших, как минимум, и заполонить ими интернет - пространство с гораздо большей пользой для этого самого туризма. Заодно и поддержать местного видео производителя.
Тем временем министерство культуры занималось своими «хотелками». Кстати слово «хотелки»- эксклюзив заместителя Тимура Цыбикова Сергея Добрынина. И адресовано оно было не кому-нибудь, а Дандару Бадлуеву.
О «хотелках» театра «Байкал»
Одарил Сергей Добрынин своего многолетнего коллегу этим неприкрытым хамством на заседании комитета по бюджету бурятского парламента в ответ на скромное пожелание театра «Байкал» обзавестись - таки своим зданием. Министр же своего зама не поправил, что обозначило его отношение к театру и в частности к Дандару Бадлуеву. Удивительно, но за все годы правления команды «Наговицын-Цыбиков» тема строительства здания или поиска подходящего для ведущего коллектива старательно отторгалась. И «культурное лицо» Бурятии так и «бомжует» в родной республике. Хотя на все приезды-уезды столичных гостей приличнее номеров, чем выпестованных Дандаром Бадлуевым, так и не находилось. Между тем мы все понимаем, что тема собственного здания для театра «Байкал» была и остается самой адекватной и востребованной в контексте того же туризма. Не пользующийся любовью властей, «Байкал» медленно, но верно движется в направлении обретения идентичности бурят как этноса и, пожалуй, в единственном лице, выполняет задачу, которую им никто и не ставил. По какой причине такие задачи не ставились - тоже вопрос. Поскольку политической воли и энергии на проект стоимостью в 3,5 погибших миллиарда в Турке хватило, хватило бы сил и на театр, стоимость которого оценивают лишь в 700 миллионов. Значит, вопрос был в желании. Вернее, в его отсутствии.
О «хотелках» министра
И тут, наконец, в мозгу срастается! Гламурный Цыбиков «невесть откуда взявшийся среди еще советской «проспиртованно-портяночной» чиновничьей элиты» вогнал в когнитивный диссонанс ту самую элиту (а она у нас, как все бурятское, медленно уходит и медленно меняется) и смог таки надолго обаять тоже не бог весть какого столичного Наговицына. Но даже такой Наговицын в числе первых ярких впечатлений в свое прощальном интервью назвал вздутые обшарпанные полы дома правительства. Не знаю,
как новые полы помогали в деле строительства новой жизни Бурятии, но страсть к строительству гостевых домиков навредила сильно. Тимур же Цыбиков со своей пиар-командой даже местами переплюнул успешность своего шефа. И настолько уверовал в силу своей пиар-оболочки, что драку в храме классического искусства обрисовал просто: любая информация кроме некролога реклама. И его «пространство впечатлений» продолжило шествие по просторам не только, а главное - не столько Бурятии. Между тем невообразимыми успехами культура Бурятии не отличилась. Сложно назвать успехами перепетые, перетанцованные, переигранные шедевры классики. Тем более, в нашем случае, что называется, хоть до хрипоты. Периодические скандалы укладывались в привычное - культура же - и покручиванием пальцем у виска. И это всех устраивало. А редкие пиар - события с посещением нашей «Тмутаракани» представителями искусства уровня Спивакова как нельзя выгодно вписывались в куртуазность манер двора Наговицына. По старику Фрейду это читается – вот и мы немножечко в столицах. Могем! Но вот незадача. Как раз таки с автором своего успеха Натальей Улановой главный носитель культуры Бурятии обошелся как нельзя бескультурно. Вопиющая история с уголовным делом на директора филармонии под кодовым названием «без вины виноватая» почему - то отбила желание не только заступиться за соратника, но и просто продолжить общение. Благо Верховный суд Бурятии отменил приговор первой инстанции и вернул дело на дополнительное расследование, что может означать печальные последствия «игры» со следствием. И министр из «мимо шел» очень легко может стать фигурантом уголовного дела с ушедшими гулять по учреждениям Министерства культуры деньгами в размере 1млн 750 тысяч. Вряд ли финансовые «гуляния» происходят без отмашки первого лица структуры. «Не верю!»- сказал бы Станиславский. Вот и я не верю.
Вместо эпилога.
Гламурное лицо эпохи Наговицына сегодня выглядит бледно. И особенно в свете того, что одним из приоритетов развития Бурятии вновь назван туризм. За десятилетие под флагом туризма к туризму мы приблизились очень условно. Дал ли плоды процесс «насильственного окультуривания населения», к которому призывал министр еще в момент вступления в должность, неведомо, но окультуриваемый народ должен хотя бы догадываться, зачем оно ему. Например, для того, чтобы произвести впечатление на чужестранца игрой на национальном инструменте или того круче – петь исключительно народные песни, не обезображенные совковым наследием. А для этого народ надо образовывать. Занятие нудное, трудное, но благородное. И тогда глядишь, сама по себе отвалится затея всех через колено заставить говорить по-бурятски. Потому что умение говорить и быть настоящим бурятом вполне себе монетизируемая сфера. Тоже самое относится и к семейским, и к русским, и к эвенкам-ко всем нам, которые особого интереса своей культурой своему правительству не представляем. Туристические же гиганты ставку делают на культуру народа , который там имеет счастье проживать. «Страна улыбок»- где брендом, долго не думая, сделали национальную особенность тайцев, на китайском острове Хайнань чудесно чувствуют себя народность ли –мяо, от которой и требуется то надеть свои костюмы и позировать перед фотокамерами. Про Египет можно вообще помолчать- людям и так свезло дальше некуда. Но и местное население, прилагая минимум усилий с умениями уровня нашего сельского клуба копейку- другую зарабатывает. Но главная фишка все же в самодостаточности людей и уровне культуры народа. И не только бытовой. Тогда будет ЧТО показывать, кого кормить, куда возить, про что рассказывать. А это уже рабочие места и реальный смысл понятия турзона.
И тогда логичным станет тандем «культура и туризм Бурятии», который хоть как -то будет полезен всем нам. А Министерству экономики есть чем заняться и без туризма. Например, экономикой.
Так вот, «породистость» изобразить можно, но «вскрытие» мгновенно обнажает наличие или отсутствие желания, а главное способностей сделать жизнь людей, если не интереснее, хотя бы легче. А тут нужны душа и сердце, как бы затерто это не звучало.