Улан-Удэ обманутые дольщики пригрозили, что перекроют дороги своими телами

В Бурятии предлагается ввести мораторий на долевое строительство жилья

В воскресенье на площади Революции прошел митинг обманутых дольщиков. Количество людей, права которых нарушили более десятка строительных компаний, приближается к тысяче. Накануне состоялись одиночные пикеты перед зданием НХ в надежде привлечь внимание врио главы Алексея Цыденова.

В Бурятии предлагается ввести мораторий на долевое строительство жилья
Митинг в защиту обманутых дольщиков жилищного строительства.

По мнению пострадавших, бурятское чиновничество и дельцы от строительного лобби нашли очень выгодную законодательную лазейку для ухода от ответственности. Известна схема строительства многоквартирных домов такими компаниями, когда граждане первого дома «субсидируют» своими средствами закладку второго, будущие покупатели квартир второго дома «помогают» начать строительство третьего здания. Конец у этой цепочки предсказуем. Созданная строительная пирамида обваливается. По федеральному закону фирма должна вернуть взятые деньги дольщикам, но их нет, как нет и готовых квартир. Но чиновники и бизнесмены от строительства нашли весьма удобный выход. Собирают дольщиков и предлагают им создать жилищно-строительный кооператив.

— 19 января нас, дольщиков, собрало руководство ООО «Тамир» и сразу началось с запугивания: «Быстро создавайте ЖСК, иначе потеряете свои деньги!». У людей паника. Они не знают, что такое ЖСК, какая ответственность наступает вместе с ним. Единственное, что крутится у них в голове: как сохранить вложенные средства и получить жилье. Нам известно, что на 2 марта назначено заседание в арбитражном суде РБ по поводу банкротства ООО «Тамир», — рассказывает Евгения Ненашева. — Чтобы избежать возврата денег, «Тамир» пытается загнать всех нас в ЖСК.

Вопрос: что потеряет дольщик, вступив в ЖСК? С уходом в ЖСК и с расторжением договора с компанией-застройщиком человек автоматически исключается из федерального реестра обманутых дольщиков. А, значит, лишается государственной поддержки, определенной 214-м федеральным законом «О долевом строительстве многоквартирных домов». По закону государство на возмещение затрат дольщикам должно выделять субсидии, поддержку или найти инвестора и довести стройку до конца. С уходом в ЖСК человек теряет возможность подать иск в суд на муниципальные и городские власти за бездействие и взыскать нанесенный ему ущерб. И самое важное: люди должны будут сами, объединившись, вести свою стройку. Строительная фирма с собранными деньгами умывает руки, снимает с себя обязательства и по завершению объекта, и по расчетам перед обманутыми дольщиками! Говорить о возврате денег в этой ситуации не приходится...

Вот и получается, что сегодня в защечных мешках у недобросовестных застройщиков «зависли» и материнский капитал, и взятые гражданами ипотечные кредиты, и господдержка инвалидам и детям-сиротам, по сути это государственные деньги, использованные нецелевым образом. Например, Елена Харитонова, чтобы купить квартиру в жилом комплексе «Фаворит», которое строит ООО «Зодчий», взяла ипотеку. Стройка стоит, и неизвестно чем закончится, но кредит банку за воздух она должна выплачивать в срок. И таких, как она, сотни. Это ЗАО «Байкалжилстрой» с недостроенным домом на Комсомольской. ООО «Зодчий» ведет строительство дома на 370 квартир, из которых 317 проданы. ООО «Тамир» подвесил в неизвестности на своем доме 150 дольщиков. ООО «Домстройкомплект» имеет несданный дом на 280 квартир. Эти три компании объединяет одна фамилия учредителя Убодоева Валерия Яковлевича, по иронии судьбы являющегося председателем гильдии строителей РБ. И чье имя чаще всего упоминалось митингующими на площади Революции дольщиками. Похожие фамилии (Убодоева Евгения Валерьевна, Убодоева Екатерина Валерьевна), по информации дольщиков, вместе с другими фигурируют еще в таких компаниях, как ООО «ДомСтройКомплект», «ДомСтройКонструкция», «Улан-Удэжилстрой», «ДомСтрой», «Гарант-Строй».

— Эти предположения складываются у нас исходя из заключенных договоров долевого участия и правоустанавливающих документов компаний, а также по рассказам подрядчиков, имеющих квартиры в наших домах, — говорят члены союза обманутых дольщиков Бурятии. — Разобраться с тем, сколько таких «оошек» есть у Валерия Яковлевича Убодоева и как они занимаются освоением денег граждан, в Бурятии никто не хочет. Задать вопрос о будущем «незавершенок» представителям застройщиков не удается: телефоны их молчат.

Увы, в Бурятии для защиты прав обманутых людей, в отличие от других регионов, не используются возможности контролирующих и надзорных органов! Хотя примеры успешной работы есть в Красноярском, Хабаровском краях, Санкт-Петербурге, Самаре. У нас предпочитают решать проблему путем создания ЖСК. В таких условиях обманутые дольщики, от лица которых в Бурятии выступает Ирина Баташева, предлагают ввести временный мораторий, приостановить долевое строительство жилья до тех пор, пока не будет наведен порядок и не заработает правоприменительная практика. Плодить ряды новых обманутых людей в нынешних условиях острого социально-экономического кризиса в депрессивной дотационной республике становится опасным делом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 7 марта 2017

Заголовок в газете: Тяжелая у дольщиков доля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру