О, Марат! От Лени Голубкова до племени йоруба

Итог судебного разбирательства над руководителем ПО «Вместе» Маратом Харисовым

Последние события в Нигерии добавили аргументов в пользу того, что на современном этапе своего развития Россия все-таки ближе к Африке, нежели к Европе. Когда несколько лет назад вышедший из тюрьмы основатель финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди решил шагнуть за пределы страны, именно среди жителей жаркой Африки он снискал небывалую популярность.

Итог судебного разбирательства над руководителем ПО «Вместе» Маратом Харисовым
Новые жертвы МММ (Нигерия).

Достаточно сказать, что в сеть МММ, которую здесь называли кассой взаимопомощи, только в позапрошлом году вложились 6,5 млн жителей Нигерии, а в прошлом — 2,5 миллиона.

Когда всего несколько месяцев назад пирамида лопнула и африканские колдуны принялись с проклятиями сжигать на своих площадях чучело Мавроди, многим подумалось, что российскому мошеннику пришел конец. Первый же опрос нигерийского населения показал: откройся там МММ завтра еще раз, сюда вновь придут толпы мечтающих о быстром счастье.

В Бурятии, в отличие от Нигерии, масштабы касс взаимопомощи на порядок скромнее. К примеру, потребительское общество ПО «Вместе» пусть и не является финансовой пирамидой, но сумело объединить под своими сводами около 850 жителей республики, аккумулировав взносы в размере около 5 млн рублей. Зато у нас есть своя гордость. Главного организатора ПО «Вместе» Марата Харисова, открывшего филиалы сети в десятках российских городов, включая Москву и Севастополь, привлекли к уголовной ответственности именно в Бурятии, что делает честь нашим правоохранительным органам. Благодаря этому процессу Улан-Удэ не только может считаться теперь финансово развитым городом, но и в подробностях изучить дело товарища Харисова как некое современное явление.

Марат Харисов

Пролетарии всех стран, объединяйтесь!

По последним данным, за прошлый год Центробанк закрыл в России около 180 финансовых организаций, под тем или иным видом собирающих деньги у населения и не всегда их возвращающих. По закону деятельность потребительских обществ не попадает в зону ответственности Центробанка, а потому до определенного момента может протекать без каких-либо последствий для ПО. Как правило, организаторы таких обществ объясняют все как простое желание помочь людям.

К примеру, еще три года назад в одной из местных газет Марат Харисов так рассказывал о том, зачем в 2013 году он высадился со своей сетью ПО на бурятскую землю: «В Бурятии давно нужно провести раскредитование населения. Как физические лица, так и предприятия, задыхаясь под грузом долгов, не развиваются. Если говорить кратко, то в первую очередь необходимо перестать брать потребительские кредиты. Во-вторых, повышать свою финансовую грамотность. В-третьих, обратиться в ПО «Вместе», и мы поможем заемщику так выстроить взаимоотношения с банком, что ему будет легче выплатить долги, а потом забыть о них навсегда. В одиночку человеку трудно устоять и вырваться из кредитного рабства. Поэтому, чтобы выжить, нужно объединяться, и лучшей формой объединения является потребительское общество. Есть очень действенные методы воздействия на банковские структуры, которые в большинстве случаев приводят к полному взаимопониманию между нами, заемщиками и кредитными учреждениями…».

Какими такими уникальными методами воздействия на банки обладает ПО «Вместе», что закабаленным долгами жителям Бурятии надо непременно вступить в эту организацию, Марат Харисов не стал уточнять ни в газетной статье, ни в многочисленных интернет-лекциях. Ни словом не обмолвился финансовый консультант и о том, что членство в ПО «Вместе», где все друг другу должны помогать, далеко не безвозмездное. Как можно было понять из прозвучавшего в зале суда, в ПО «Вместе» существовала довольно широкая палитра взносов, из которых основным был вступительный — в размере 4955 рублей. Плюс деньги собирались на различные юридические услуги, которые по идее Марат Харисов должен был оказывать пайщикам бесплатно.

ПО «Вместе»: как это было

Появившийся четверть века назад на голубых экранах Леня Голубков, сжимающий в руках дефицит тех лет — женские сапоги, с лету убедил россиян, что МММ — это наше все. Благодаря все той же усиленной рекламе в республиканских СМИ в 2013 году Марат Харисов без труда внушил улан-удэнцам, что только он способен решить их проблемы раз и навсегда. Хороший офис прямо на площади Советов, на одном этаже с антимонопольным комитетом, куда, по словам свидетелей, Марат Харисов ходил в туалет, а всем говорил, что идет решать проблемы пайщиков, должен был развеять последние сомнения. Приходящих встречала секретарь, сопровождала в кабинет руководителя, где посетитель мог отдохнуть на кожаном диване и написать заявление о вступлении в ПО «Вместе». Особо интересующимся рассказывали, что Марат Харисов борется с коррупцией во власти, препятствует распродаже администрацией города городских земель, занимается экономическими злоупотреблениями. Встать на защиту родного города и живущих здесь людей якобы вызвались десятки лучших юристов, готовых хоть завтра ринуться в суд, чтобы избавить какую-нибудь бабушку от кредитного рабства.

Говорят, было время, когда народ с утра до позднего вечера толпами шел на Ленина, 55. Затем поток желающих влиться в ряды ПО «Вместе» начал редеть, особенно после того как те же СМИ сообщили об аресте Марата Харисова. Ни один из пайщиков, допрошенный в суде, так и не смог внятно объяснить, а чем ему конкретно помогло потребительское общество, от каких кредитов избавило теми самыми чудесными методами воздействия на банки, о которых заявлял Марат Харисов.

Более того, судя по разговорам пайщиков, которые пришли в суд поддержать своего руководителя, кредиты их никуда не делись. В перерывах между заседаниями одна бабушка, к примеру, жаловалась, что ей пришлось самой, без помощи ПО «Вместе», отбиваться от коллекторов. Когда же она попыталась дозвониться до офиса общества, съехавшего с Ленина, 55, неизвестно куда, чтобы попросить помощи у нового председателя правления ПО «Вместе» Жаргалмы Жаповой, дозвониться ей не удалось.

Удивительным показался и тот факт, что, несмотря на сформированную репутацию о Марате Харисове, как человеке уникальных юридических способностей, защищать в суде самого себя великий организатор ПО в одиночку оказался не способен и нанял адвоката.

От Лени Голубкова до племени йоруба

Судебный процесс в отношении организатора ПО «Вместе» Марата Харисова длится в Советском районном суде уже полтора года. Каждое заседание сопровождается присутствием 5-6 пайщиков, которые с нескрываемым вожделением смотрят на своего кумира, а в перерывах между заседаниями с жаром обсуждают увиденное. Даже сейчас, когда допрошены свидетели, утверждавшие, что товарищ Харисов взял с них 420 тысяч рублей за юридические услуги, а услуг таковых не оказал, судя по лицам, это ровным счетом ничего не изменило в отношении приходящих к бывшему руководителю ПО «Вместе».

Удивительно, но даже сейчас актер Владимир Пермяков, сыгравший двадцать лет назад в знаменитой рекламе Леню Голубкова, по-прежнему не видит ничего страшного в том, что миллионы людей потеряли тогда свои, возможно, последние сбережения. Более того, актер уверен, что именно такие люди, как Мавроди нужны нашему государству и вообще государство недостаточно использует их потенциал. «Я отношусь к Мавроди с уважением, — признался в недавнем интервью «Леня Голубков», — он сильная, яркая личность. У него талант, он занимал призовые места на олимпиадах по математике. Если бы я был министром экономики, то взял бы Мавроди в советники, пусть бы придумывал всякие проекты».

Действительно, одно дело, когда Сергей Мавроди обирал миллионы и миллионы вчерашних советских людей, твоих соседей, друзей и родственников, насмотревшихся телесериалов о нежданно свалившихся на голову богатствах, и совсем другое — смотреть в выпусках мировых новостей, как твой соотечественник нагрел миллионы жителей далекой Нигерии, в свою очередь, известных тем, что еще недавно обманывали весь мир фиктивными сообщениями о завещанном наследстве.

В Нигерии Мавроди представлял МММ уже не как финансовую пирамиду, а кассу взаимопомощи, где все кладут деньги в один котел с тем условием, что забирают деньги из этого котла с прибавкой 1 процент за каждый день. Место Лени Голубкова заняли молодожены из племени йоруба. Поскольку зимние женские сапоги в Нигерии ни к чему, молодожены обошлись тем, что поместили на свадебный торт логотип МММ и с удовольствием рассказали о том, что свадьбу сыграли исключительно на полученные от проекта деньги.

Когда ролик со свадебным тортом МММ облетел весь Интернет и добрался до России, обеспокоенные происходящим российские коммунисты решили предупредить африканских товарищей из Коммунистической партии ЮАР: «Мы хотели бы, чтобы вы знали, что в результате подобных афер в России пострадали и обанкротились по крайней мере 15 млн человек», — написали они в письме. Однако ни у африканских коммунистов, ни у главы нигерийского Центробанка, выступившего с заявлением об опасности российской финансовой пирамиды, не получилось переубедить миллионы нигерийцев не вкладывать в МММ последнее.

Как утверждают эксперты, в век демократических государств финансовые пирамиды есть вещь устойчивая, практически непобедимая и такая, границ для которой не существует. Отбывший наказание за такие действия Сергей Мавроди, покинув застенки, принялся за свое дело с прежним размахом, открыв финансовые пирамиды в 107 странах, включая африканские страны и Китай. Интересно, чем будет заниматься Марат Харисов, когда судебный процесс подойдет к концу вне зависимости от того, каким будет его результат? Что-то подсказывает, что в странах, где масса бедных и малограмотных, где люди одержимы мечтой идиота быстро и легко разбогатеть, такие, как Марат Харисов, будут всегда.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2017

Заголовок в газете: Мечта идиота

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру