На крючок правозащитника попалась не только фабрика, но и правоохранительные органы Бурятии

Вячеславу Еськову продлили срок задержания под стражей еще на два месяца

Не так давно в эфире радио «Соль» председатель иркутской организации «Сибирь без пыток» Святослав Хроменков сообщил, что так называемые «рабыни с Востока» попытаются отсудить у Вячеслава Еськова, основателя Турунтаевской фабрики перчаток, компенсацию морального вреда.

Вячеславу Еськову продлили срок задержания под стражей еще на два месяца
Вячеслав Еськов.

Означает ли это, что «освобожденные» ткачихи (если они незаконно сюда привезены Вячеславом Еськовым) до сих пор томятся где-то в изоляторах временного содержания и не депортированы?

Святослав Хроменков — персонаж, сыгравший в судьбе целой фабрики и ее сотрудников ключевую роль. В том же интервью радиостанции «Соль» он, в частности, сказал: «Они узбечек брали прямо в Ташкенте, привозили сюда, отбирали паспорта, ставили им регистрацию. Активисты наши поехали в Бурятию, у нас было 10 человек». Из этого можно сделать вывод, что история с рабством на фабрике не более чем представление, разыгранное как по нотам общественной организацией «Сибирь без пыток».

Именно с этого письма в надзорные органы началось расследование обстоятельств организации рабского труда на Турунтаевской фабрике. Из него следовало, что вывезенные под обещание комфортных условий труда граждане Узбекистана оказались в бесправном положении, что работают с 8 утра до 23 вечера, что не могут покинуть фабрику, безвылазно сидят за высоким забором с колючей проволокой, а когда отказываются работать, их избивают. В письме приводятся имена и фамилии нескольких «жертв», указанные на основании паспортных данных (?). «Рабыни» дали следствию идентичные показания, которые затем легли в основу обвинения.

Во всю эту историю трудно поверить, если принять во внимание реплику Святослава Хроменкова о десятке «наших» (его) активистов, поехавших в Бурятию (надо полагать, из Узбекистана) ловить Вячеслава Еськова на живца, а также то обстоятельство, что сам Святослав Хроменков — выходец из Ташкента, где, вероятно, неплохо ориентируется.

А не так давно иркутские блогеры распространили информацию, что Хроменков отсидел много лет в местах не столь отдаленных за попытку убийства шофера такси, и, отмотав срок, занялся общественной деятельностью и юридической (адвокатской) практикой. Среди его детищ организации «Сибирь без пыток» и «Стратегия-18». 18 июля 2016 года на странице сайта «Стратегия-18» было впервые сказано о проведении полицейской акции по освобождению рабов Турунтаева, и здесь же была выражена благодарность за содействие уполномоченному по правам человека в Бурятии Юлии Жамбаловой. Хотя известно, что она впервые появилась на фабрике только 25 июля. Вскоре «ошибочные» сведения были удалены со страницы «Стратегия-18», а вопросы остались.

Отчего СУ СК РФ по Бурятии так безо-говорочно верит Святославу Хроменкову, являвшемуся, к слову, одним из инициаторов сбора подписей за отставку начальника следственного управления СКР по Иркутской области, понять трудно. По мнению отца Вячеслава Еськова — Владимира, «мы имеем дело с людьми и организациями, ловко манипулирующими Уголовным кодексом России, этим они создают резонансные дела и зарабатывают себе на жизнь».

Как иначе объяснить упоминание о неких «наших» активистах, «которые поехали в Бурятию», если не элементарной подставой, жертвой которой стали не только брат и сестра Еськовы, но и следственные органы. Теперь они вынуждены доказывать сомнительное дело о рабстве, для чего предпринимают затратные для бюджета поиски гастарбайтеров, которые работали на фабрике перчаток в Турунтаево в прежние годы, и тоже могли «пострадать» от «рабства». Не лучше ли было сразу обратиться за помощью к Святославу Хроменкову, раз уж он такой осведомленный?

Между тем скандальное дело о рабстве расследуется до сих пор. Судя по тому, что его главному фигуранту Вячеславу Еськову продлили срок задержания под стражей еще на два месяца (до 16 мая), у следственных органов большие сложности с доказательной базой: они не знают, как завершить уголовное преследование бизнесмена и не сесть при этом в лужу. Если верить слухам, следствие планировало уложиться за пару месяцев, а прошло уже вон сколько! Хотя «доказательная база» была собрана почти год назад. Как известно, «пострадавших» гастарбайтеров из Узбекистана допросили скопом, в один день с участием одного переводчика.

Означает ли это, что показания «потерпевших» узбеков не выдерживают никакой критики и могут быть легко поставлены под сомнение в ходе судебного следствия? По мнению адвоката Еськова, даже из протокола показаний гастарбайтеров следует, что они беспрепятственно передвигались по Турунтаево, звонили по сотовым телефонам, имели возможность общаться с неограниченным кругом лиц.

Не помогла в прояснении исхода уголовного дела даже передача его из Прибайкальского следственного отдела в головную организацию — СУ СК РФ по РБ. Но если целью всей этой истории были не Вячеслав Еськов и его родная сестра, а сама фабрика перчаток (как бельмо на глазу у конкурентов), то задачу можно считать выполненной. По словам Владимира Еськова, фабрика замерла, производство перчаток на ней прекращено.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 22 марта 2017

Заголовок в газете: Ловля на живца

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру