Найти замену Чепику Цыденов не может до сих пор, поэтому кресло куратора экономики пустует. На вопрос «МК», есть ли кандидат, Алексей Цыденов ответил, что первый претендент не выдержал проверку ФСБ. «У него нашли что-то сомнительное, совершенное в начале 2000-х годов», — сказал врио.
Не стал опорой для Алексея Цыденова и сам Вячеслав Наговицын, которого считали чуть ли не его «политическим тренером»: «Я работаю один», — сказал врио главы и назвал себя «играющим тренером».
Короткая скамейка
Алексей Цыденов пояснил, почему он до сих пор не произвел замену некоторых членов правительства: короткая скамейка запасных. «Если кого-то снимать, то надо кого-то ставить? Нынешние, может, плохо работают, но у них опыт и знание ситуации есть, — сказал Алексей Цыденов и произнес что-то вроде поговорки, что-то вроде поспешности в лечении, которое может быть хуже самой болезни.
Персональный компьютер
Как «играющий тренер», Алексей Цыденов считает полезным самому участвовать в написании проектов программ и документов. Для этого распорядился поставить в свой рабочий кабинет компьютер. «Я был удивлен отсутствием компьютера в рабочем кабинете моего предшественника», — говорит врио. Правда, Алексей Цыденов заметил, что писать самому может быть не так эффективно, потому что это отнимает время, но все же полезно.
О кланах
По словам Алексея Цыденова, он не видит особой проблемы в клановости политических и бизнес-элит в Бурятии. На том простом основании, что все люди всегда к кому-нибудь относятся, являются кому-то родственниками и земляками: «К клановости я почти привык, — говорит он. — Понимаю, что все мы люди, у нас есть родственники, есть друзья. А вот людей, которые ни к кому не относятся — таких нет».
Алексей Цыденов в манере артиста юмористического жанра поведал журналистам о том, как те или иные ходоки настраивают его против тех или иных кланов — мархаевских, матхановских, носковских и прочее, этого прокурор двигает, этого Егоров, этого хамбо-лама… Дескать, вы этих не слушайте, а слушайте этих — «эти хорошие, а эти плохие. «Так я узнал обо всех понемногу, — то ли в шутку, то ли всерьез добавил Алексей Цыденов. — Поэтому в первую очередь буду ориентироваться на профессионализм, неважно, к какому клану относится».
Перекрестный допрос
Врио главы также рассказал о том, каким жестким проверкам подвергаются участники кадрового резерва страны. Лично он подвергался неоднократно и на регулярной основе. Один из методов — тесты, больше напоминающие перекрестные допросы, продолжающиеся по нескольку часов. «А что вы сделаете в этой ситуации, а как поступите в такой? Это очень непростая процедура!» — отметил он. Поскольку считает такие тесты эффективными, намерен пригласить команду специалистов из Москвы, чтобы те «прогнали» через аналогичные тесты не только кандидатов, но и действующих членов республиканского правительства.
Минсельхозу на заметку
Больше других сфер деятельности от врио главы Бурятии досталось сельскому хозяйству. Судя по всему, Алексей Цыденов, большую часть жизни проработавший на прибыльной железной дороге, не может пока смириться с мыслью о том, что сельское хозяйство — дотационная отрасль. Особенно в Бурятии с ее непредсказуемым резко-континентальным климатом. Во всяком случае, не может принять тот факт, что размер бюджетной дотации на одно рабочее место в сельском хозяйстве Бурятии составляет 180 тысяч рублей в год: «Можно на эти деньги сидеть на диване и ничего не делать», — кипел Алексей Цыденов. «Ежегодно бюджет Бурятии тратит на поддержку села 870 миллионов рублей по разным государственным программам, что и составляет 180 тысяч на каждого из 4,5 тысячи работающих в этой сфере. А отдачи нет», — считает Алесей Цыденов, называя политику субсидирования сельского хозяйства в Бурятии неэффективной и тупиковой. «При этом минсельхоз Бурятии хочет увеличить господдержку, чтобы в следующем году увеличить ее еще больше. Я предлагаю использовать удобрения, мне говорят: нельзя, они воду вытягивают. Ну давайте тогда от них откажемся, мне же отвечают: нельзя, урожайность упадет». Ни у кого нет решения. По инерции катимся», — возмущался врио главы.
Он также поделился планами оказать помощь АО «Молоко Бурятии» и уберечь завод от банкротства по иску компании «ТетраПак». Озабоченность врио главы понятна: сегодня «Молоко Бурятии» скупает продукцию у фермеров. Если молокозавод прекратит существование, в первую очередь пострадают именно они. «Мы поддержим предприятие, но потребуем бизнес-план по выходу из кризиса, с обязательным условием расширения объемов закупки местного молока в два раза».