Чтобы заполучить контракт на 1.2 миллиарда, фирма подделала документ с зарубежными партнерами

Что бурятская фирма «МВ-Групп» делала на рудном месторождении в Монголии

Ради выигрыша в торгах их участники пускаются во все тяжкие. Свежий пример — открытый конкурс на выполнение работ по ликвидации негативных последствий добычи угля на Холбольджинском угольном разрезе и терриконов бывшей шахты «Гусиноозерская».

Что бурятская фирма «МВ-Групп» делала на рудном месторождении в Монголии

Чтобы получить подряд на сумму свыше 1,2 миллиарда рублей, фирма «МВ-Групп», тесно связанная с мэром Улан-Удэ Александром Голковым, представила конкурсной комиссии документы о наличии у нее опыта подобных работ, как того и требовали условия конкурса. В частности — по ликвидации последствий добычи железной руды на месторождении «Жавхлант» в Центральном аймаке Монголии, которую, судя по бумагам, «МВ-Групп» благополучно завершила в ноябре 2016 года (еще даже рудная пыль не успела выветриться со спецовок и тяжелой техники!).

Однако в последний момент, когда «МВ-Групп» почти что праздновала заслуженную победу, решением государственной комиссии подряд на 1,2 миллиарда рублей был отдан фирме АО «Закаменск», занявшей по итогам открытого конкурса второе место. Как это произошло — разбирался корреспондент «МК».

Для доказательства опыта ликвидационных работ ООО «МВ-Групп» вместе с другими документами в заявке на участие в открытом конкурсе представило пять договоров, заключенных с монгольской компанией «Депозит плюс» в феврале 2016-го, и столько же актов о выполненных работах, подписанных в ноябре того же года. Согласно им, «МВ-Групп» с использованием собственной техники, людей и прочих ресурсов успешно ликвидировала опасные для экологии последствия от добычи железной руды на нескольких участках месторождения «Жавхлант» на 17,6 миллиарда тугриков, или около 655 миллионов в рублях. Приобретенный в Монголии бесценный опыт фирма была готова применить для спасения окружающей среды в Селенгинском районе Бурятии — на разрезе «Холбольджинский» и шахте «Гусиноозерская».

Понятно, что возможности проверить достоверность фактов выполнения работ в соседнем государстве у конкурсной комиссии не было, приходилось верить на слово и документам, представленным ООО «МВ-Групп». Зато такая возможность (проверить) появилась у индивидуального предпринимателя Виталия Муравьева, представлявшего интересы АО «Закаменск» — второго участника конкурса.

Виталий Муравьев рассказывает «МК», что в ответ на официальный запрос он был приглашен в прокуратуру Монголии. Там, в Улан-Баторе, Виталий Муравьев получил документы, свидетельствующие о том, что фирма «МВ-Групп» не выполняла работы по договорам, приложенным к заявке на участие в конкурсе. Во всяком случае, собранные в Монголии доказательства министерство природных ресурсов Бурятии сочло достаточно убедительными, чтобы принять важное решение — отказаться от заключения государственного контракта с ООО «МВ-Групп» и заключить его с АО «Закаменск».

В распоряжении «МК» оказались документы, которые могут быть одинаково любопытны и для следствия, и для государственного заказчика. Их редакции предоставил Виталий Муравьев. Взять хотя бы вышеупомянутые пять договоров подряда, заключенных между «МВ-Групп» и компанией «Депозит плюс» Монголии на ликвидацию последствий добычи железной руды месторождения «Жавхлант». А также акты о выполненных работах, подписанных сторонами в один день, 10 ноября 2016 года, без каких-либо претензий со стороны монгольской компании, что уже, по меньшей мере, странно.

Странно и то, что оплата по договору предусмотрена не сразу, как это обычно бывает, а в течение шести месяцев после подписания актов выполненных работ, то есть до 10 апреля 2017 года. Удивительные для делового оборота отношения между «МВ-Групп» и «Депозит плюс», не правда ли? Речь все-таки о 655 миллионах рублей! «Нам денег не надо — работу давай», так, что ли?

Впрочем, по мнению Виталия Муравьева, ни платежа на сумму около 655 миллионов рублей от «Депозита плюс», ни налога на прибыль в республиканский бюджет от «МВ-Групп» не было и не будет.

По данным, полученным Виталием Муравьевым в министерстве окружающей среды и туризма Монголии, компания «Депозит плюс» не обладает ни правами на недра, ни разрешением на восстановление землевладений. Основной вид ее деятельности — торговля и консалтинговые услуги, а, согласно справке Банка развития торговли Монголии, по счетам компании «Депозит плюс» никаких операций с зарубежными партнерами не осуществлялось.

Из протокола допроса основателя и директора компании «Депозит плюс» Даваанямына Гантумура следует, что договор с «МВ-Групп» он действительно заключал, намереваясь в дальнейшем исполнить соглашение за счет привлечения к работам «другую, более мощную компанию». Однако, как поведал Даваанямын Гантумур сотруднику отдела расследования тяжких преступлений следственного комитета Монголии, «МВ-Групп» провела восстановительные работы с помощью монгольской компании «Индер зам». То есть обошлась без «Депозита плюс».

Почему в таком случае для участия в открытом конкурсе «МВ-Групп» не представила договор с компанией «Индер зам»? Не потому ли, что в действительности никаких ликвидационных работ на отработанных участках рудного месторождения «Жавхлант» не было?

Кому, в таком случае, принадлежит месторождение «Жавхлант»? По информации, полученной Виталием Муравьевым в федеральном агентстве по недропользованию Монголии, месторождение принадлежит компании «Миллениумстрой», получившей на него лицензию 24 сентября 2015 года сроком на три года с целевым назначением — на новые поиски. Если лицензия выдана на новые поиски, что, в таком случае, требовалось там восстанавливать и ликвидировать? И в какой именно период? Может, все-таки, по истечении действия лицензии, то есть в 2018 году?

По сведениям «МК», директор «МВ-Групп» Нима Цыренов попытался пояснить прокуратуре Бурятии монгольский эпизод деятельности его компании. Но, кажется, еще больше запутал ситуацию. В прокуратуре Нима Цыренов сообщил, что работы выполнялись компанией «Индэр зам» по договорам субподряда, а «МВ-Групп» и «Депозит плюс» ее контролировали. Кто же в таком случае выступал подрядчиком, а кто заказчиком восстановительных работ на 17 миллиардов тугриков, если учесть, что компания «Депозит плюс» правами на недра не обладает, разрешение на ведение работ не получала, сама ничего не делала, денег никому не платила и ни от кого не получала?

Впрочем, ответить на эти и другие вопросы должны компетентные органы. По сведениям «МК», поскольку в ходе проверки торгов были выявлены признаки преступления, пре-дусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ («Предоставление на конкурс недостоверных сведений»), МВД Бурятии инициировало проверку. Нам же остается гадать, как часто недобросовестные предприниматели для получения вожделенного подряда пользовались подобными запрещенными приемами, и сколько добросовестных участников рынка разочаровалось в самой вероятности честного бизнеса и честной конкуренции?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Запрещенный прием

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру