Двое из 130 жертв «групп смерти» - из Бурятии

Кому и зачем нужны в Бурятии «группы смерти»

Уже не первый месяц в России обсуждаются скандальные интернет-сообщества, участники которых то и дело накладывают на себя руки. Появившись в соцсетях пару лет назад, они быстро обрели популярность среди тех, кому до 16, и втянули их в эксперименты с собственной жизнью.

Кому и зачем нужны в Бурятии «группы смерти»

«Нехорошие» паблики причастны к самоубийствам 130 подростков по всей стране, включая двоих из Бурятии. И это, увы, не предел. Кем же они создаются, для чего используются и как с ними совладать, разбирался корреспондент «МК».

Живи быстро, умри молодым?

Начинается все довольно прозаично. Из банального любопытства или из-за реальных проблем (в семье, по учебе, в личной жизни) ребенок вступает в пресловутые сообщества, оставляет под любым из постов кодовую фразу и через некоторое время получает от «куратора» сообщение, а заодно — индивидуальный номер и первое задание.

Последующие будут высылаться и должны выполняться в течение 50 дней. Их сложность и опасность увеличивается раз за разом — от «проснись в 4.20» и «выйди на балкон и посчитай, в скольких окнах горит свет» до «нарисуй кита/бабочку», «нанеси себе порез» и, наконец, «выпились» — то есть умри.

Вот такой смертельный квест. Не только млекопитающее, выбрасывающееся на берег, и насекомое, живущее всего один день, но и тематические хэштэги, депрессивная музыка, мрачные картинки — непременные его атрибуты.

Бытует мнение, что «надсмотрщики» наблюдают за детьми и «помогают» решиться на роковой шаг, а при отказе угрожают вычислить адреса по IP, прийти домой и расправиться с родными и близкими. И если одни идут на суицид из-за боязни потерять их, то другие — действительно из стремления покинуть бренный мир или же продемонстрировать собственную смелость/крутость. Исход плачевен во всех случаях — смерть, инвалидность либо принудительная реабилитация.

По лезвию ножа

Участь сия не миновала и нашу республику. То тут, то там появляются сообщения о «суицидальных сектах». В середине марта этого года в группе «Посоветуйте 03» «ВКонтакте» одна из подписчиц поделилась переживаниями: «Племянница рассказала, что в классе половина ребят играет в игру «Синий кит». Куда можно позвонить или написать, чтобы ее, как говорят, не считали «сдачей?». А ранее в своем аккаунте в «Инстаграме» улан-удэнская телеведущая Дарья Блохина поведала о событии, очевидцем которого стала:

«Выхожу сегодня с работы, вызываю лифт и слышу разговор школьников, которые ждут начала занятий в обучающем центре — он с нами на одном этаже.

— А если тебе скажут умереть?

— Мне еще долго до этого, еще будет много заданий.

Нет, не послышалось. Они действительно обсуждают, сколько осталось жить до суицида. Поворачиваюсь, не веря своим ушам. Девочка с гордостью показывает исполосованную руку, заклеенную пластырем, своей собеседнице. У меня все внутри похолодело. Уже забыла, что ужасно опаздываю, отпустила лифт, иду в этот центр, объясняю ситуацию, описываю ребенка. Говорят: «Наша ученица». Прошу предупредить родителей. Выхожу с трясущимися руками и понимаю, что наши дети беззащитны. Вы их привезли-увезли, а главная опасность постоянно с ними, в телефоне».

Найти ребятишек, состоящих в группах смерти, непросто: следуя указаниям наставников, они хранят гробовое молчание. Тем не менее нам удалось выйти на мальчика, некогда вовлеченного в одну из них, но избежавшего необратимых последствий, и поговорить с его мамой (имена изменены). Однажды Ольга заметила, что Егор, ученик восьмого класса, рисует кашалотов на руках, слушает депрессивные песни и постоянно не высыпается, хоть и ложится вовремя. Женщина списывала все на трудный возраст и творческую натуру сына, пока… не обнаружила нож в его портфеле. Прижатый к стенке подросток признался: он сидел в одном из пабликов и вскоре должен был вырезать изображение кита на запястье, а после совершить «самовыпил» — так велел Кирилл, куратор.

— Я не смогла связаться с ним — аккаунт уже был удален, но выяснила, что мой ребенок ввязался в опасную забаву не просто так, — вспоминает родительница. — Одноклассники травили его из-за лишнего веса, и Егорка уже был на грани отчаяния, но не жаловался мне. Проблему решили перевод в другую школу и визиты к детскому психологу и диетологу.

Но не все подобные истории заканчиваются благополучно.

Статистика гласит

— В 2016 году в Бурятии было зарегистрировано 30 подростковых суицидов, по большинству фактов возбуждены уголовные дела для поиска причин и выявления виновных, — сообщили в пресс-службе следственного управления СК РФ по РБ. — В таких случаях обязательно исследуется интернет-переписка ребенка, чтобы установить доведение его до самоубийства через манипуляцию сознанием в сети.

Во время расследований выяснилось: двое несовершеннолетних, которые свели счеты с жизнью, состояли и переписывались в интернет-сообществах с суицидально-тематическим контентом. Сейчас проводятся мероприятия по восстановлению удаленных сообщений и следственные действия по определению степени влияния участников и администраторов пресловутых групп на поведение подростков. И если она будет признана достаточной, пропагандисты понесут уголовную ответственность по статье 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), которая предусматривает ограничение свободы до 5 лет, либо принудительные работы на такой же срок. В настоящее время Федеральное Собрание РФ рассматривает законопроект об ужесточении наказания за это преступление и введение нормы «склонение к самоубийству посредством Интернета». И это касается не только групп смерти, но и рассылок-инструкций, агитирующих к самосожжению и также представляющих опасность.

Душевные садисты

Возникает резонный вопрос: кто и зачем «бередит» детские души? Известный в Бурятии психотерапевт Василий Гаськов, постоянно сталкивающийся с этой проблемой, поясняет:

— В социальных сетях есть люди с психическими отклонениями, в том числе социопаты, которые не принимают нормы общества и агрессивно ведут себя по отношению к окружающим. Зачастую они не могут реализовать свои наклонности в открытую, поскольку будут наказаны за это, и реализуют их в виртуале, где относительно недосягаемы. Наносят вред другим и получают «драйв» от этого.

Например, воздействуют на психику детей и подталкивают их к страшным поступкам, причем действуют по изощренному поэтапному сценарию. Создают чаты, ведут диалоги о жизни и смерти, точнее, о бессмысленности первой и преимуществе второй, убеждают, что «там» гораздо лучше, чем «здесь», а «мы родились, чтобы умереть», нередко добиваются своей цели через задушевные беседы и различные «испытания». Обычно на удочку попадаются подростки со слабой психотикой либо в депрессивном или субдепрессивном состоянии, легко управляемые и манипулируемые.

— Это наблюдалось в социуме и раньше, но приобрело массовость «благодаря» соцсетям, — отмечает Гаськов. — Дети должны сообщать родителям о виртуальных «психологах», несмотря на все запреты и угрозы, да и вообще рассказывать о своих проблемах, ведь они могут дать действительно полезный совет. А мамам и папам стоит просматривать «историю» и сообщения на гаджетах своих сыновей и дочерей и ограничивать время пребывания за ними до 1,5-2 часов в день. Ведь чем дольше ребенок сидит возле компьютера, с планшетом или телефоном, тем сильнее страдает от интернет-зависимости, подвергается воздействию и хуже учится.

Спасти и сохранить

Но и власти стараются не оставаться в стороне. Сегодня правительство Бурятии вместе с заинтересованными сторонами разрабатывает нормативные акты и прочие документы для предупреждения суицидальной активности подростков. Профилактика проводится в школах и семьях тех из них, кто находится в зоне риска.

— В наш аппарат поступают обращения и сигналы о сомнительных контактах детей, — говорит уполномоченный по правам ребенка в РБ Татьяна Вежевич. — Сообщаем о них в компетентные органы, чтобы те установили реальную угрозу и приняли необходимые меры. В каждом отдельном случае приглашаем родителей, консультируем их и передаем памятки, содержащие полезную информацию о социальных сетях.

А администрация Улан-Удэ даже формирует специальные «кибер-отряды» для мониторинга всемирной паутины на наличие групп смерти и пабликов с минорно-суицидной тематикой.

— Мы принимаем заявки для вступления в «кибер-отряд» от совершеннолетних, которые имеют доступ в Интернет, хороший уровень владения компьютером и пользования соцсетями и, конечно, обладают психологической устойчивостью, — рассказал начальник управления по делам молодежи Эрдэни Дымчиков. — Они проходят тестирование у психологов, обучение по определению запрещенного в сети контента и приступают к работе.

Это — еще один профилактический шаг. Ранее были предприняты и другие. В городе проведен «круглый стол» по наболевшей проблеме, а в школах — родительские собрания, усилена работа с психологами, которые не настолько эффективны, как хотелось бы.

Наконец, по ссылке http://eais.rkn.gov.ru/feedback/ размещена форма для приема сообщений о ресурсах с противоправной и деструктивной информацией. Сейчас в России ограничен доступ более чем к 13,5 тыс. подобных. Роскомнадзор выпустил и рекомендации по освещению подростковых суицидов для СМИ, главная из которых — не популяризировать их и не описывать детали их совершения. Ведь в психологии уже давно существует такое понятие, как синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств после одного, получившего широкую огласку в прессе. «Поэтому мы комментируем суициды несовершеннолетних без подробностей и только в контексте бездействия должностных лиц, приведшего к ним, — подчеркивают в пресс-службе следственного управления СК РФ по РБ. — Такая позиция находит поддержку не только в Бурятии, но и по всей России».

В последнее время «суицидальные секты» теряют свою привлекательность. Посещающие их дети отговаривают других от ухода из жизни, приводя множество аргументов в том, что жизнь, несмотря на временные трудности, прекрасна! В этом корреспондент «МК» убедился на собственном опыте. Когда, сменив фото и изменив возраст, ваша покорная слуга под видом 16-летней девочки вступила в одно из сообществ и заявила, что хочет умереть, то получила от «сверстницы» личное сообщение: «Там просто темнота. Здесь лучше. Иди поспи и все пройдет». И после непродолжительной переписки пришлось снять маску. «А сама ты участвуешь в подобном?» — поинтересовалась я. «Конечно, нет, не дура же»,— отрезала Лера. Ну и молодец!

Группы смерти все чаще высмеиваются и тем самым лишаются романтического ореола. В сети встречаются приколы вроде: «Здравствуй. Я твой куратор в игре «Отчисленный кит». Первое задание — надень трусы декану на голову». Параллельно создаются антигруппы смерти, которые выступают против самоубийств и популяризируют любовь к жизни. Специалисты отмечают: все описанное выше очень нужно и важно для искоренения виртуального зла. Но для предотвращения трагедии порой достаточно единственного вопроса своему ребенку:

— У тебя все в порядке?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Игра с вечностью

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру