В Бурятии следователь закрыл дело о групповом изнасиловании, и жертва стала подозреваемой

Теперь следователь уволен из органов, в отношении него возбуждено уголовное дело

В то самое время, когда на всю страну гремела история 17-летней Дианы Шурыгиной, ставшей жертвой насилия, в Бурятии происходили дела не менее захватывающие.

Теперь следователь уволен из органов, в отношении него возбуждено уголовное дело

Выяснилось, что заместитель руководителя Джидинского межрайонного следственного отдела прекратил уголовное преследование трех граждан, подозреваемых в изнасиловании несовершеннолетней девушки, и квалифицировал их действия по менее тяжким составам. Насильники оказались на свободе, жертву обвинили в ложном доносе.

По результатам служебной проверки следователь Алдар Чимитов был уволен из органов, в отношении него за превышение должностных полномочий возбуждено уголовное дело, производство по которому сейчас передано «важнякам».

Событие стало прецедентом в следственной практике региона. Дело же по изнасилованию возобновлено. Корреспондент «МК» связался с адвокатом потерпевшей и узнал подробности жуткой истории с изнасилованием.

Нехорошие квартиры

Инцидент произошел в Н-ском районе Бурятии. В то утро, 22 декабря 2015 года, 16-летняя Мария Бурлакова (все имена и фамилии изменены, любые совпадения случайны) вышла с мамой из дома и направилась в школу на такси. Но, вспомнив, что не сделала уроки, передумала и отправилась к своим знакомым — Петру, Чингису Будаеву и Дмитрию Голубеву. Вместе они смотрели телевизор и разговаривали на разные темы. Днем Маша сходила к бабушке и дедушке, пообедала у них и вернулась в квартиру, где вновь застала ту же самую компанию.

Вечером к ним присоединились их знакомый Александр Лаптин со своими друзьями Иваном Пронькиновым и Николаем Любимовым. Поглазев еще какое-то время в телевизор, компания начала накрывать на стол — один из гостей отмечал свой день рождения. Все ели и принимали на грудь, и Мария не отставала: выпила больше полбутылки джин-тоника и вскоре опьянела. Почувствовала головокружение, потеряла ориентацию в пространстве и, расположившись в зале, уснула прямо в кресле.

Через некоторое время Саша разбудил ее, сказал, что вызвал такси и надо ехать — правда, не уточнил куда, и помог одеться. Ваня устроился на переднем сиденье серебристой иномарки, девушка села на заднее вместе с Александром и молодым человеком по имени Михаил Анапов, гладившим ее по коленкам. Уснула по дороге, а очнулась под одеялом без одежды в чужой квартире уже на следующий день.

И тогда же вспомнила подробности произошедшего — просыпалась ночью от того, что ее раздевали, и видела троих полуголых «попутчиков». Дальнейшие их действия были вполне предсказуемы. Один из парней держал Машу за руки, другой насиловал, третий наблюдал за «процессом», затем они менялись местами. При попытках звать на помощь угрожали: «Заткнись, с...а!». Когда грязное дело завершилось, пришел Николай и спросил: «Где Машенька?». Увидев приятелей в трусах, он все понял, стал кричать и выгнал их, а выслушав девушку, предложил лечь спать. Наутро в квартире кроме нее уже никого не было. Впрочем, и родителей дома не было тоже. Как пояснила бабушка, они искали дочку вместе с сотрудниками полиции…

После нескольких допросов в отношении Лаптина, Пронькинова и Анапова возбудили уголовное дело по пункту «а» части 3 ст. 131 УК РФ («Изнасилование несовершеннолетней»). Все бы они понесли заслуженную кару, если бы спустя почти год потерпевшая резко не изменила свои показания.

А, может быть, все было наоборот?

Согласно им, Мария Бурлакова добровольно поехала с Александром, Михаилом и Иваном — посидеть, пообщаться, выпить, причем оделась самостоятельно. По пути они остановились около магазина, купили пива и сигарет. Девушка не возражала ни против прикосновений Анапова, ни против объятий Лаптина. А в квартире осталась наедине с последним и совершенно добровольно совершила с ним половой акт.

После соития парень засобирался к супруге, о которой ранее не сказал ни слова. Маша начала оскорблять и обвинять Александра — дескать, взял и «попользовался». Он, в свою очередь, схватил стул и замахнулся им. А поскольку ранее он отбывал наказание за убийство, вполне мог и ударить девушку. Но до расправы дело не дошло — раздался стук в дверь. Саша открыл и вышел, зашел Иван. И с ним (а позже — с Михаилом) девушка также вступила в интимную связь по собственному желанию.

Наутро заявился неизвестный мужчина (оказавшийся соседом) с сотовым телефоном. Поговорив по нему, Пронькинов стал вести себя агрессивно: подошел к Бурлаковой, схватил одной рукой за волосы, другой — за ногу и стащил с кровати, а после кинул в нее ее же одежду, потребовал уйти — «тебя паханы и менты ищут» — и в противном случае пригрозил «прибить». Школьница испугалась, оделась и ретировалась.

Придя домой, увидела там маму, папу и полицейских. Сначала сказала им, что ночевала у подружки, но когда отец учуял запах спиртного, сказала, что была изнасилована. А потом призналась: она оговорила своих знакомых, поскольку опасалась серьезного «нагоняя» со стороны родителей и за школьный прогул, и за то, что не ночевала дома, и за употребление спиртного.

Впоследствии 25 октября 2016 года отец девушки Вадим Бурлаков подтвердил, что его дочь соврала об изнасиловании из-за боязни наказания и занималась сексом с вышеупомянутыми товарищами по очереди без всякого принуждения с их стороны. Подозреваемые подтвердили это. Таксист заявил, что девушка села в автомобиль сама, а Любимов, Будаев и Голубев в один голос твердили: тогда, на праздновании дня рождения, Маша вела себя спокойно и раскованно, передвигалась самостоятельно, сидела на коленях у Лаптина и, видимо, была не прочь сблизиться с ним.

Наконец, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у несовершеннолетней не было обнаружено никаких повреждений в области половых органов. Уголовные производства в отношении Александра Лаптина, Ивана Пронькинова и Михаила Анапова были прекращены — официально в связи с их «непричастностью к совершению преступления», по факту же — из-за незаконных действий следователя.

Игры следствия

Надо сказать, что следствие по этому делу длилось почти год — с 29 декабря 2015-го по 7 декабря 2016-го. Алдар Чимитов вступил в него в мае 2016-го, а адвокат потерпевшей Валерий Гришин — в июле. Общий язык они не нашли. Следователь игнорировал правозащитника, постоянно срывал заранее согласованные встречи.

— Но, самое главное, Чимитов сфальсифицировал все документы, которые мог, — утверждает Гришин. — А именно — два протокола допроса потерпевшей — от 25 октября и 8 декабря 2016 года, где она заявляет, что оклеветала Александра, Ивана и Михаила, два протокола очных ставок между обвиняемыми в присутствии их адвокатов и самой несовершеннолетней и ее отца, как законного представителя, и несколько заявлений от их имени об отказе от участия в следственных действиях и судебных заседаниях. В результате два судебных приговора состоялись без нас.

Как нагло врал стороне потерпевшей во время телефонных разговоров Чимитов

По словам Чимитова, в августе 2016 года он якобы продлил подозреваемым срок содержания под стражей (хотя фактически в это время они находились под домашним арестом), а в январе 2017-го слетал в Москву и продлил срок следствия еще на три месяца. В итоге закрыл уголовное дело по изнасилованию, а чтобы фигуранты не вышли из истории совсем уж «чистыми» и не подали на реабилитацию, возбудил два уголовных дела на Лаптина и Пронькинова за угрозу убийством и одно за кражу на Анапова, свесив на него раскопанный где-то «глухарь» — кражу трех колес с микроавтобуса. Анапов с радостью «загрузился» на это преступление. Все трое получили условный срок. А потерпевшая превратилась в подозреваемую за заведомо ложный донос.

Однако подлог вскрылся — во многом стараниями стороны защиты, и сотрудник следственного отдела сам попал под уголовное преследование. Что двигало сотрудником — денежное вознаграждение, дружеские связи, иные причины — будет выяснять отдел по расследованию особо важных преступлений.

— Мы обжаловали приговор в отношении Александра Лаптина. N-ский районный суд отменил его и вернул уголовное дело в прокуратуру, — говорит Валерий Гришин. — Маша и ее родители имеют все основания не доверять следователю, который сейчас ведет дело Чимитова. Ведь когда-то поверили самому Чимитову, как представителю государства, а он обманул их. Есть опасения, что его влиятельные родственники могут оказать давление или что руководство следственного управления СК РФ по Бурятии решит отстаивать честь мундира. Самое главное сейчас — предотвратить это.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 5 апреля 2017

Заголовок в газете: Тайны следствия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру