В Бичуре взамен одного аварийного жилья людям предоставили другое аварийное

Переселенцы поневоле

Жилья, что держится на «честном слове» в Бурятии, наверное, сотни, еще больше людей, которые обитают под их непрочными крышами. Решение этой аварийной проблемы вроде бы нашлось: целевая программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Переселенцы поневоле

Благодаря этой программе только за пятилетку новое жилье получили более 11 тысяч человек. Да вот только не все оказались рады ему. В том числе и жительница Бичурского района Бурятии.

В 1972 году в селе Бичура на улице Ленина по соседству друг с другом выросли три деревянных двухэтажки — №202, 207 и 209. Несмотря на суровый климат и долгую эксплуатацию, они неплохо сохранились: спустя 37 лет износ составил всего 28-35%. И тогда же муниципальные власти внезапно решили, что эти дома уже не подходят для дальнейшего проживания.

— В 2009-м межведомственная комиссия признала дома аварийными, — рассказывает корреспонденту «МК» Елена Панькова (имя и фамилия изменены. — Ред.). — Сделала это чисто визуально, без проведения экспертизы и заочно, без уведомления жильцов. Сами мы никуда не жаловались, ничего не подозревали и продолжали обустраивать свои «гнездышки».

10 октября 2014 года, когда женщина уже закончила ремонт в собственной квартире, ее и еще несколько десятков соседей оставили без света и прочих благ цивилизации. А затем заставили выселиться. Один из домов почти сразу снесли, а два оставили. Людей переселили в новые дома, построенные в пяти километрах от райцентра, где-то в поле, фирмой, принадлежавшей главе районной администрации Олегу Федорову. Елена отказалась переезжать: ее «ветхое» жилье показалось ей куда надежнее и комфортнее газобетонных скворечников «у черта на рогах».

— Я обратилась в прокуратуру за защитой своих прав. Прокуратура подала иск в суд, и 7 апреля 2015 года было вынесено постановление предоставить мне другое жилье или выплатить выкупную цену за прежнее. Но вот уже два года администрация Бичурского района не выполняет решение суда.

Власть имущие не смогли ни выделить альтернативную жилплощадь, ни выдать необходимую компенсацию. Пока опустевшие дома находились в нормальном состоянии, их помещения не оценивались, а когда пришли в негодное (стараниями погоды, мародеров и хулиганов), оценены — да вот только несправедливо. Ей предложили 450, а потом — 600 тысяч рублей. Что можно купить на такие деньги, кроме «домика дядюшки Тыквы»? «Началось судебное разбирательство, которое тянется до сих пор и закончится неизвестно когда, — говорит собеседница. — Сейчас я вынуждена снимать квартиру в Улан-Удэ».

Те, кто согласился переехать, и вовсе прогадали. Их заселили не в альтернативные по типу, площади и условиям жилища, а в жилье с недоделками, сырое и холодное. Люди стали сетовать, что новые дома скоро развалятся и вообще никуда не годятся. Это подтвердило и ближайшее учреждение санитарно-эпидемиологической службы. В вердикте за подписью главного врача «Центра гигиены и эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе» написано, что условия проживания в новостройках не соответствуют требованиям СанПиНа.

— Коллективно мы писали заявление в прокуратуру республики, чтобы она проверила действия межведомственной комиссии, которая вынесла заключение об аварийности прежних домов, а я лично ходила на прием к зампреду правительства Бурятии по инфраструктуре Николаю Зубареву, — продолжает Елена Панькова.

Надзорный орган спустил директиву в прокуратуру Бичурского района, а высокопоставленный чиновник правительства Бурятии — в местную администрацию. Районная прокуратура развела руками: истек трехмесячный срок, во время которого требовалось обжаловать заключение, а районные власти заявили, что ничем помочь уже не могут! При этом чиновники отреагировали на вопросы и с большой задержкой (через два месяца вместо одного), чем нарушили федеральное законодательство. Однако главу района Олега Федорова не привлекли к административной ответственности, поскольку установленные сроки уже пропущены. Такой замкнутый круг.

Заметим, что еще в марте 2015 года, будучи уже руководителем Бичурского района, Олег Федоров оставался учредителем двух коммерческих фирм, занимающихся лесозаготовкой и животноводством. После вынесения прокурорского представления о нарушении законодательства чиновник вышел из состава учредителей.

— Его же фирма являлась застройщиком новых домов для переселенцев, — уверяет Панькова. — А на месте старых, согласно генеральному плану, должно появиться жилье для молодых специалистов.

Почему, отдавая этот кусочек земли под жилье привлеченным специалистам, местные власти поставили их интересы выше переселенцев, и обрекли своих же земляков на несносные условия существования? Пострадавшие уже прошли все возможные инстанции и даже обратились к омбудсмену по правам человека в Бурятии, но так и не нашли ответы на свои вопросы. Они не знают, куда жаловаться еще. Последняя надежда — не на депутата Народного Хурала РБ Владимира Павлова, не на региональную власть, а на федеральные СМИ. А это, как известно, есть самый верный признак лопнувшего терпения и отчаяния.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 12 апреля 2017

Заголовок в газете: К черту на рога

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру