В Бурятии резко выросло количество обращений к омбудсмену по правам человека

Жители Бурятии все чаще отстаивают права, обращаясь в органы власти

В 2016 году в адрес уполномоченного по правам человека в республике поступило 1022 обращения, что превысило показатели прошлого года почти на 20%.

Жители Бурятии все чаще отстаивают права, обращаясь в органы власти

Статистические данные свидетельствуют, что, как и прежде, наиболее актуальными для граждан являются жилищные проблемы (16,2%), охрана здоровья (9,8%). Наибольшее количество обращений поступает от осужденных и арестованных (26,3%).

Квадратные метры

Право на жилище, благоприятные условия проживания, владение, пользование и распоряжение землей являются основополагающими для каждого гражданина. Но как показывает практика, именно в этой сфере не все так гладко. Содержание и ремонт жилья, предоставление новых жилищных помещений, обеспечение местом жительства по программе переселения из аварийных помещений, самоволки и другие проблемы решаются не за один день, если не сказать, что не за один год.

— Как правило, не хватает жилья из маневренного фонда. Например, у людей сгорел дом, куда идти… Город в таких случаях может позволить себе хоть как-то предоставить жилье пострадавшим, в районах же такой возможности нет. А если жилье и находят, то, как правило, на окраинах и неблагоустроенное. Также есть проблемы и у категории больных граждан с такими заболеваниями, как туберкулез или психическое расстройство. Им по закону положено отдельное жилье. Человек, пройдя все кабинеты и инстанции, и получив предписание суда, оказывается перед фактом, что жилья для него нет. Не построили еще. Например, в  Северобайкальске порядка 35 граждан стоят в этой очереди, дождаться не могут, — рассказывает уполномоченный по правам человека в Республике Бурятия Юлия Жамбалова.

Юлия Жамбалова.

По закону ответственным за решение жилищной проблемы является орган муниципального образования. А по решению суда муниципалитеты должны ежегодно закладывать в смету расходов средства на исполнение постановлений. Однако из-за экономического кризиса эти меры не принимаются и решения исполнительных листов люди ждут годами. В том же Северобайкальске ради отметки о проделанной работе администрация предоставила женщине жилье в рамках другой программы — по переселению из ветхого аварийного. Вот только условия для проживания не совпадают с требованиями и в разы хуже, а у нее больной ребенок. Однако судебных приставов этот факт не смутил, и обязательства администрации перед женщиной посчитали выполненными.

— По ветхому аварийному жилью тоже проблемы. Люди получают квартиры, где есть сырость, нет благоустройства территорий, не соблюдается температурный режим. Одним словом, дома ничуть не лучше старых. Так, с начала 2016-го у нас на контроле находится обращение жильцов дома №40а по улице Интернационала в городе Бабушкине о несоблюдении температурного режима в доме, построенном по программе переселения. И это не единичный случай. Виновных тоже найти сложно, минстрой республики по закону за качество жилья отвечать не может, так как строит подрядчик. Вот и получается целый круг виновников, — говорит Жамбалова.

Политика равнодушности

Нарушаются права граждан и в сфере здравоохранения. Несмотря на то, что медицинские работники имеют свой «надзирательный» орган за контролем качества — ФОМС, многие жалобы все же поступают и в отдел по правам человека.

— Зачастую все дело в халатности врачей или же в их невнимательности к пациентам, — комментирует Юлия Жамбалова. — К нам обратилась молодая женщина. Она проходила обследование на туберкулез. По результатам флюорографии было обнаружено, что пациентка имеет положительный результат, что может говорить о первых симптомах заболевания. После обращения к рентгенологу с вопросом, нужно ли предпринять какие-либо меры, женщина получила ответ: «Все хорошо, делать ничего не нужно, просто маленькое отклонение». Спустя шесть месяцев ей поставили диагноз — туберкулез. От минздрава и поликлиники по этому делу даже извинений не последовало. В качестве последней надежды на справедливость она обратилась к нам. В ходе проверки вина сотрудника поликлиники была доказана, к ней  применены меры административного наказания.

Одним из серьезных дел правозащитников по нарушениям в сфере здравоохранения можно отнести разбирательство по Заиграевскому филиалу РПНД (республиканский психоневрологический диспансер).

— В ходе посещения нами было установлено, что с личных счетов пациентов снимались денежные средства, которые не подлежали учету в кассе учреждения, а самостоятельно расходовались на приобретение мебели, хозяйственного инвентаря, ремонт палат и другие нужды. Журнал учета денежных средств также не велся с мая 2016-го, а зачисления на счета пациентов денежных выплат производились нерегулярно. Кроме всего прочего нарушались права и на свободное передвижение по центру. Здание филиала не было оборудовано пандусом для двух инвалидов-колясочников, находившихся на лечении. Также поступали и устные обращения пациентов по факту нанесения побоев. Мы писали в минздрав, в прокуратуру района и республики. Сейчас проводится доследственная проверка.

По словам Юлии Жамбаловой, основной причиной таких явлений может служить недостаточная мотивация сотрудников здравоохранения. «Маленькие зарплаты, напряженный график, нехватка врачей узких квалификаций, устаревшее оборудование, большой поток пациентов. Все это оказывает свое влияние, но главным остается человеческий фактор...».

Права за стеной

Еще одной зоной социального напряжения можно назвать места лишения свободы. Жалобы на имя уполномоченного по правам человека поступают, как правило, от самих заключенных или их ближайших родственников. В основном пишут или говорят о неприемлемых условиях содержания и о качестве медицинской помощи.

— В прошлом году рост наблюдался именно по этой тематике, — говорит Юлия Жамбалова. — Также часто приходят и матери-одиночки, у которых по двое детей, а мужа отправляют в колонии в Красноярск или Тынду. На такие расстояния нет возможности приехать и привезти передачу. В аналогичной ситуации оказываются и матери, у которых единственный сын или дочь находится в местах лишения свободы.

Права заключенных нарушаются и в других сферах жизни. Отсутствие прогулок, плохое питание, выданная не по сезону одежда, факты насилия, несоответствие курса лечения болезни или вовсе отсутствие такового. Одним из примеров можно назвать случай в Мухоршибирском районе, где мужчина с открытой формой туберкулеза неоднократно жаловался на приступы, но никакой помощи так и не получил.

— Говорить о том, что сейчас в тюрьмах творится полный беспредел, нельзя. Да, случаи бывают разные, но за последнее время многое изменилось, в том числе люди стали более грамотными и пытаются всеми способами защитить свои права. Теперь они знают, что именно могут требовать от властей и какие меры в их отношении не могут быть приняты. Но порой человеческий страх все же присутствует: «А вдруг меня накажут, если я пожалуюсь». Сейчас у нас на рассмотрении находится жалоба от женщины из исправительной колонии. Она просила меня о личной встрече, но в последний день передумала. Несмотря на ее отказ, я все же выехала на место и встретилась с ней. Она рассказала, что ее уже долгое время держат в одиночной камере и не пускают в отряд. При встрече она также говорила: «Вот я вам сейчас все рассказала, а меня потом опять в одиночку посадят. Надолго...». Сейчас это дело у меня на контроле, попросили, чтобы с женщиной поработали психологи. Ждем положительного ответа из колонии.

Практика направления обращений осужденных исправительных учреждений свидетельствует об отсутствии внутреннего контроля. По данным прокуратуры, в 2016 году было выявлено 27 нарушений законодательства в порядке рассмотрения обращений граждан. Этот вопрос неоднократно обсуждался с руководством управления. Конечно, значительно сократились факты нарушений сроков направления обращений в адрес уполномоченного, но они не искоренены.

В первую очередь подобный рост обращений связан не с «преступной» деятельностью властей или сотрудников тех или иных ведомств, а с ростом общей и юридической грамотности населения. Люди все чаще по-дают в суды, разрешая спорные ситуации, отстаивают свои права с помощью омбудсменов (уполномоченных по правам).

Главным оружием в борьбе против нарушителей стала информация, сейчас уже не ждут когда кто-то придет на помощь, сейчас за помощью обращаются.

Справка

Обращения в адрес омбудсмена по правам человека поступают не только от жителей республики, но и других субъектов Российской Федерации. Но, как и прежде, основное количество обращений поступает от жителей столицы Бурятии, что составило более 70% от общего объема (737 обращений). По муниципальным образованиям республики значительное число обращений было зафиксировано от жителей Кяхтинского района — 2,7% (28 обращений) и Кабанского — 2,5% (26 обращений). За ними идут Иволгинский, Баргузинский, Мухоршибирский, Тункинский и Заиграевский районы. Согласно анализу, большинство заявителей относятся к работающим (более 23%) и пенсионерам (около 22%). Осужденные и обвиняемые составляют более 27% из числа обратившихся за помощью к омбудсмену.

«Из многочисленных примеров и фактов можно сделать вывод, что ситуация с нарушениями прав человека из года в год сохраняется, — говорится в отчете уполномоченного по правам человека Бурятии. — А причины подобного явления носят как объективный, так и субъективный характер. Среди них: пробелы в региональном законодательстве, недостаток правоприменительной практики на местах, отсутствие необходимого финансирования для реализации прав граждан, отдельно закрепленных законодательством Российской Федерации».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Зоны социального напряжения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру