Фееричная победа театра «Байкал» ведет к не менее фееричному разочарованию

Мы соскучились по хорошим эмоциям, нам надоело быть лидерами криминальной хроники

Самым главным бенефициаром от победы театра, возможно, сам того не ожидая, оказался Алексей Цыденов. Тысячи благодарных поклонников на площади Советов изнемогали от любви к «Байкалу», а заодно и «и.о.» за скромный «подвиг» — выделение средств на перелет артистов «туда-обратно».

Мы соскучились по хорошим эмоциям, нам надоело быть лидерами криминальной хроники

А сколько восторженных откликов вызвал рассказ о том, как Алексей Самбуевич «мотивировал» победителей: «Вы должны попасть в тройку. Иначе возвращаться будете в общем вагоне!». Цена победы — около полутора миллионов бюджетных рублей.

Скажи кому, что безумные рейтинги Бурятии в масштабах страны и мира можно получить за ТАКУЮ сумму — будут крутить пальцем у виска. И, тем не менее, случилось.

Другую же цену — народной любви — в деньгах посчитать сложно, но в политических баллах можно. Поскольку все эти тысячи людей, пришедших на площадь Советов посмотреть выступление «Байкала» с большого экрана и плечом к плечу, а затем на концерты в ФСК, плюс к ним те, кто, сидя у экранов телевизоров, поносил на чем свет стоит «лысого» из жюри, мгновенно могут стать или союзниками власти, или ее противниками. Учитывая, что Бурятия не бог весть какая активная и протестная (посмотрите, сколько нас приходит на митинги), — она продемонстрировала на что способна. При условии, если запрос вдруг оказался соответствующим ожиданиям. Ожидание, как выяснилось, одно. Мы соскучились по хорошим эмоциям. Нам надоело быть лидерами криминальной хроники. Нас достала информация о злодеях-чиновниках и депутатах.

Победа «Байкала» доказала и еще одно — у нас действительно дружная республика. И «буряты» у нас все, независимо от разреза глаз. Скупые сибирские слезы лились у всех. То от слов мужичка из Гусиноозерска, который в порыве восторга давал интервью в прямом эфире, то от девчонок — блондинки и шатенки, — которые без всякого сомнения говорили, что «Байкал» тем и уникален, что дарит миру НАШ колорит. А в доказательство еще и ехор сплясали.

И театр «Байкал» создал прецедент — он лидирует в рейтинге республиканских новостей вот уже более двух месяцев. Учитывая, что «новость» у нас актуальна не больше суток, власти с этим явлением придется что-то делать. Потому что…

...Нужен ли «Байкал» власти

То, что прежней власти он был не нужен — это уже историческая истина. Та как-то специализировалась по части гостевых домов. Если чуть подробнее, то набивший оскомину вопрос о бездомности театра мог быть решен еще лет пять назад. В 2012 году после визита в Улан-Удэ министра культуры РФ Авдеева тема сдвинулась с мертвой точки. Министру культуры Бурятии оставалось пролоббировать в Народном Хурале вопрос выделения средств на ПСД (проектно-сметную документацию). На историческое заседание бюджетного комитета явился не министр, а его заместитель Добрынин. Тогда он явил миру фразу, которая ввела в ступор депутатов и накрепко прилепилась к нему самому: «Здание для «Байкала» — это хотелки Бадлуева». Вопрос как-то сразу сдулся и стал началом тихой, а местами не очень конфронтации театра и министерства. Поскольку Дандар Бадлуев по части хамства вряд ли когда и кого переплюнет, он со свойственной ему интеллигентностью в свое время принял «свой крест», вняв мольбам предыдущего министра Прокопьева. И в 2004 году театр Бадлуева «Бадма Сэсэг», оркестр бурятских народных инструментов, в ту бытность принадлежавший БГТРК, и собственно сам ансамбль песни и танца «Байкал» стали единым коллективом. Сколько процесс сращивания, творческого роста и становления единым съел сил и нервов у его руководителя — известно одному богу. Но как-то Дандар Жапович бросил в сердцах: «Министерство этим проектом у меня пять лет жизни отобрало…». Это было как раз в году 2009-м, когда на пост министра культуры был водружен Тимур Цыбиков. Знай тогда Бадлуев, что еще восемь лет уйдет на борьбу с ветряными мельницами, наверняка ушел бы, и был бы прав… Потому что за спасение единственного в мире оркестра бурятских народных инструментов и не менее единственного ансамбля песни и танца «Байкал» ему обещали новоселье не позднее 2017 года. Усиди Прокопьев или приди вместо Цыбикова другой, менее эгоцентричный, наверняка с «криками-визгами» театр уже достроили. Потому что как раз в жирные нефтяные годы это было вполне себе обсуждаемо. Пока же «министр-себяшка», как его прозвали в народе за маниакальную любовь к селфи, в новых реалиях всероссийской любви к театру «Байкал» пытается подобраться к лучам славы. «По инициативе депутатов Народного Хурала рассматривается возможность размещения здания для «Байкала» на земельном участке возле Центрального стадиона. Как вы знаете, земли у города нет, поэтому вопрос решается сложно (при чем тут безземельный город и почему это обстоятельство усложняет вопрос? — Авт.). Пока мы остановились на этом варианте», — сказал Тимур Цыбиков. Ключевая фраза: «Пока мы остановились на этом варианте». Кто мешал в течение девяти лет правления «останавливаться» на варианте строительства — неизвестно.

Правда, ни на площади Советов, ни на концертах в ФСК микрофон культурному министру предложен не был. Видимо, из уважения к театру.

Быть ли зданию для театра

Это большой вопрос. Известно лишь, что руководство театра вынуждено само буддировать тему беспрестанно. Сегодня даже страшно представить, что «Байкал» мог проиграть эту битву. И основной мотивацией для победы, конечно, был не страх возвращаться в общем вагоне. Победа — это единственная карта, которой артисты могут крыть в вопросе обретения дома. Ну негоже делать вид, что все нормально, когда единственный коллектив, который своим мастерством способен принести бешеные дивиденды для республики, останется стоять с протянутой рукой у себя на родине. Положа руку на сердце, политики должны признать, что им это неподвластно ни при каких обстоятельствах. Еще страшнее представить нас без этой победы. Мы уже привыкли к ней, у нас выпрямились спины и «горят глаза». Единственное, чего у нас нет — права подписи и «политической» воли. Хотя, как нет…

На деле же вопрос со строительством завис на этапе «отмашки» первого лица. Уже подобран участок земли на набережной Селенги, принадлежащий республике. Уже и депутаты, все тот же бюджетный комитет, готовы изыскать в бюджете средства на ПСД, а это 18 миллионов, без которых невозможен старт строительства. Уже и в социальных сетях началось движение по созданию оргкомитета для содействия театру. Осталось выяснить позицию Алексея Цыденова. И кто его союзники. Или противники.

Министерство культуризма

Вдруг экс-министр экономики Татьяна Думнова озвучила свои сомнения на предмет удачности идеи слияния культуры и туризма. На что Тимур Цыбиков предъявил еще более странный аргумент в пользу тандема. «Почему Татьяна Думнова так считает, я не знаю. Мне кажется, это несколько предвзятое отношение. Наверное, существует предубеждение, что в культуре только поют и танцуют. Но, по крайней мере, за период моей работы в министерстве культуры мы провели масштабную реконструкцию театра оперы и балета, Бурдрамы, фактически построили Русский драмтеатр, корпус Национальной библиотеки, отремонтировали огромное количество учреждений культуры в муниципалитетах. У нас очень сильная экономическая служба», — подчеркнул Тимур Цыбиков.

И добавил, что все стройки, которые курировались министерством культуры республики, благополучно завершились: «Без происшествий, в отличие от того, что мы сегодня наблюдаем в туризме».

Здесь есть маленькая неточность. Фундамент всех грандиозных строек, ремонтов и прочих радостей был заложен не Тимуром Цыбиковым. Что собрался строить со своей сильной экономической службой министр — вовсе непонятно. Но доподлинно известно, что впервые идея слияния культуры и туризма прозвучала в журналистской среде на встрече без галстуков с Алексеем Цыденовым. Более того, Алексей Цыденов заявил, что эту идею «сняли с его языка». Но акценты обсуждались иные. Туризм должен стать заказчиком для сферы культуры. И только при этом условии культура может стать величиной экономической и приносить пользу родной республике. И речь шла о смене парадигмы. Не о строительстве. Потому что строить все-таки чуть легче, чем менять сознание.

На пресс-конференции театра после оглушительной победы Дандар Бадлуев недвусмысленно заявил, что «Байкал» при Цыбикове — падчерица. И взгляды на культуру и ее перспективы в контексте туризма у них кардинально разнятся. Это и заметно. Хотя бы по той причине, что официально министр свое учреждение с успехом так и не поздравил или сделал это незаметно. Что странно при его любви к публичности.

Что же касается театра «Байкал», то он свою задачу выполнил безупречно. И как бы там его ни называли — попсней, искусством для колхозников и головаров, — имя его теперь не перепутают ни с каким другим. Эта победа стала поводом выйти на главную площадь столицы Бурятии для тысяч горожан. Еще несколько сот тысяч по республике, по стране и миру утирали слезы от благодарности за гигабайты патриотических настроений. Осталось дождаться ответного хода от исполнительной власти. Ну не идти же по миру с протянутой рукой, рассказывая, что самый успешный коллектив в стране так и не дождется своей сцены.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 17 мая 2017

Заголовок в газете: Блеск и нищета миллионов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру