Для чего на самом деле в Улан-Удэ провели дорогой кинофестиваль

Найдут ли правоохранительные органы Бурятии повод для уголовного дела

С момента открытия нашумевшего на всю республику первого бурятского фестиваля кино, посвященного 350-летию Улан-Удэ, минуло уже полгода, а что это такое было не просто у всех на глазах, а под светом рамп — никто так и не объяснил.

Найдут ли правоохранительные органы Бурятии повод для уголовного дела
Солбон Лыгденов.

Молчат контролирующие бюджет органы, молчат деятели искусства, не говоря уже о тех, кто имел непосредственное отношение к трем сказочным дням 15-17 декабря 2016 года, враз превративших местных золушек от кино в принцесс.

Как известно, 13 млн 900 тысяч бюджетных рублей, прилетевших в республику из Москвы прямо в канун Нового года, были потрачены все до копейки, оставив после себя видеоверсию «Дневник фестиваля» на сайте телекомпании «Тивиком» и финансовые документы в придачу. Поскольку организаторы фестиваля имели дело исключительно с бюджетными деньгами, то все затраты мероприятия были документально закреплены в результатах конкурсов, комиссионных протоколов, договорах, актах принятых работ, счетах и прочих бумагах. Эти-то появившиеся сегодня в открытом доступе бумаги говорят о том, что если не по деньгам, то по цинизму совершенного заказчик фестиваля бурятского кино, оно же МАУ «Центр культуры и досуга Улан-Удэ», и главный исполнитель фестиваля в лице ООО «Тивиком» превзошли все подобные истории, когда-либо случавшиеся в Улан-Удэ.

Куда делись тысячи футболок и бандан

Собственно организаторы особо и не скрывали, что первый фестиваль бурятского кино, посвященный 350-летию Улан-Удэ, создавался в страшной спешке, вызывая многочисленные накладки и нестыковки. Спешку вполне резонно объяснили тем, что деньги на фестиваль свалились буквально накануне с условием, что потратить их нужно, как в сказке, непременно до 31 декабря и до того мгновения, как часы начнут бить двенадцать. В противном случае карета превратится в тыкву, лошади — в мышей, что применимо к нашей ситуации означало бы возврат миллионов в Москву. Как-то дружно, судя по устроенной в честь открытия кинофестиваля пресс-конференции, решив, что возвращать деньги есть хуже, чем потратить их абы на что, организаторы принялись лепить мероприятие из того, что оказалось под рукой.

Не имея на сегодня возможности оценить фестиваль с точки зрения содержания и того, на что упирали в свое время продюсер Норжима Цыбикова и режиссер Баир Дышенов, остановимся на очевидном. Все закупки товаров и услуг на проведение кинофестиваля состоялись почему-то у единственного поставщика, что само по себе вызывает вопросы. К примеру, если знать, что улан-удэнская компания ООО «РЕКСО» согласилась изготовить тысячу бумажных пакетов с логотипом бурятского кино, тысячу белых футболок и тысячу таких же бандан на общую сумму 626 500 рублей, то получается, что один бумажный пакет обошелся бюджету в 106 рублей 50 копеек, бандана — в 150 рублей, а футболка — в 370 рублей.

Вопрос даже не в том, почему в телесюжетах, размещенных на сайте главного распорядителя средств ООО «Тивиком», не замечено ни одного гостя, организатора или участника первого кинофестиваля, кто ходил бы в футболке или бандане с соответствующим логотипом или держал в руках какие-либо пакеты. Куда интересней, почему изготовить эту обязательную сувенирную продукцию за 626 500 рублей кроме ООО «РЕКСО» не захотел никто не то что в Улан-Удэ или Бурятии, а в целой стране?

Как пилили деньги на кино

Если начать внимательно читать прочие договоры-протоколы, то выяснится, что в дележе свалившихся из Москвы капиталов приняли участие все те, кто держал микрофон в ток-шоу и на пресс-конференциях и продал организаторам фестиваля право на показ своих фильмов.

К примеру, приобретение права у ООО «Байкалкино» на фильм «Решала-2», показанный всего два раза (в КДЦ «Заречный» и ДК им. Вагжанова), обошлось бюджету в 150 тысяч рублей. За фильм «Стоп! Снято! На Байкал!», одним из авторов которого является Артем Бурлов, все время сетующий на отсутствие поддержки от государства, ООО «Тивиком» заплатило 400 тысяч рублей тоже за два показа (в ДК «Рассвет» и ДК «Авиатор»). Однако все рекорды, согласно договору, подписанному Антоном Пластининым с гендиректором ООО «МонУла Филмз» Эрженой Тумуровой, побил фильм «Булаг. Святой источник». За те же два показа (в ДК «Забайкальский» и ДК «Авиатор») бюджет заплатил 880 тысяч рублей, что равно примерно 6 процентам от бюджета всего фестиваля.

Предполагая, что все остальные демонстрировавшиеся в те три дня картины (комедия «Каникулы в Таиланде», ставшие знаменитыми «Эластико», комедия «Буузы», фильм «Аноним03», «Братья», «Сэржэм» и другие) показывались за суммы менее 100 тысяч, вырисовывается интересная градация, требующая от организаторов, по меньшей мере, объяснений. Кто определил такие суммы за двухразовый показ, из каких калькуляций появлялись эти суммы, чем обосновывались и почему имеют такую существенную разницу — 80 и 800 тысяч? Из каких таких соображений оценивался, к примеру, показ одного из самых дешевых фильмов «Сэржэм», который, по признанию самого режиссера Баира Уладаева, при минимуме вложений и действующих лиц был снят всего за пару месяцев.

Главные золушки бурятского кино

Это только на первый взгляд мастер-класс по лепке бууз не имеет к киноиндустрии никакого отношения. 15 декабря 2016 года это мероприятие в СКЦ «Кристалл» было названо важным и, надо полагать, по мере своей важности и оплачено. Интересно, что там же в этот же день состоялся показ фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири», с одним из продюсеров которого Чингисом Болотовым (он же индивидуальный предприниматель) ООО «Тивиком» заключило договор опять же как с единственным поставщиком услуги на 400 тысяч рублей. В обязанность ИП Болотова входило пригласить на фестиваль звукооператора, провести творческую встречу «За кадром», обеспечить ведущих на фестивальных площадках и выступление своей же команды КВН «Хара Морин».

392 тысячи рублей ООО «Тивиком» потратило на мастер-классы, которые провели прибывшие члены союза кинематографистов из Санкт-Петербурга, а также артисты Амаду Мамадаков и Александр Панкратов-Черный. Неизвестно, в какую сумму был оценен гонорар питерцам и Амаду, поскольку никаких документов в открытом доступе на этот счет не содержится, зато по поводу визита артиста Панкратова-Черного история первого бурятского кинофестиваля сохранила массу информации.

За двухдневное пребывание артиста на бурятской земле бюджет опять же как единственному поставщику услуги заплатил — ни много ни мало — 540 тысяч рублей. Сей договор гендиректор ООО «Тивиком» Антон Пластинин заключил с московским продюсерским центром — он же индивидуальный предприниматель Константин Березовский, представляющий интересы артиста.

За 540 тысяч рублей продюсерский центр подписался доставить Панкратова-Черного и его помощника в Улан-Удэ, поселить обоих в гостинице в центре города, кормить три раза в день и возить туда, куда будет нужно, включая участие артиста в видеосъемках на нужды фестиваля. Особо запомнился один такой ролик, больше напоминающий видеопоздравление, где известный артист проникновенно благодарил мэра Александра Голкова, чего в такой форме доселе не делал здесь никто. Какое-то время этот ролик, равно как и аналогичный ролик с участием актера Мамадакова, можно было видеть на сайте «Тивикома», однако вскоре ввиду очевидной своей недвусмысленности был убран.

Солбон Лыгденов как киносмотрящий Бурятии

Если вспомнить, что свое выступление Панкратов-Черный начал с того, что ни одного современного бурятского кино он не видел, на театральной сцене забыл стихотворение и больше запомнился телезрителям по передаче «Вкусно», где готовил свинину на ребрышках, впору задаться вопросом, куда собственно смотрели те, кто все это торопился устроить в самом лучшем виде? В сухом остатке пришедшие из Москвы деньги в Москву же с Панкратовым-Черным и вернулись, а с боем курантов наши кинематографисты не только не превратились обратно в золушек, а дружно организовались в киногруппировку и утвердили из своих рядов киносмотрящего.

Если знать, что помимо денег за «Булаг» (880 тысяч рублей), ток-шоу «Кино о Великой Победе», право проведения которого досталось ООО «321-я Сибирская» (150 тыс. рублей), Солбон Лыгденов исполнял на фестивале еще и роль председателя оргкомитета, то факт единогласного утверждения его месяцем спустя главой союза кинематографистов Бурятии, что называется, был предопределен. Ни обсуждения, ни дебатов, ни конкурентов в тех же стенах мэрии данный факт не предусматривал. Впрочем, по закону жанра вслед за злодействами и хитростью непременно следуют разоблачение и торжество справедливости. Это значит, счастливый конец этой киноистории мы еще увидим.

P.S. Прошу считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру, следственный комитет, МВД по РБ, а также министерство финансов Российской Федерации на предмет проверки хищения бюджетных средств.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №22 от 24 мая 2017

Заголовок в газете: Кинораспил

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру