В Бурятии готовятся к очередному форуму депутатов всех уровней власти

Какие проблемы выдвинули сельские районы на IV съезд депутатов всех уровней Бурятии

Проблемы сельской глубинки обсудили на втором кустовом совещании представительных органов муниципальных образований, прошедшем на прошлой неделе в селе Мухоршибирь. Первое совещание состоялось в Северобайкальском районе и также было посвящено выработке предложений, которые должны лечь в основу проекта резолюции IV съезда депутатов всех уровней, запланированного на октябрь этого года.

Какие проблемы выдвинули сельские районы на IV съезд депутатов всех уровней Бурятии
Фото: Пресслужба НХ РБ.

Под руководством зампредседателя Народного Хурала Владимира Павлова, при участии сразу двух председателей парламентских комитетов, депутатов Народного Хурала от данной территории обсудить насущные вопросы своей деятельности собрались депутаты Бичурского, Заиграевского, Мухоршибирского и Тарбагайского районов.

Владимир Павлов. Фото: Пресслужба НХ РБ.

Что волнует депутатов

Владимир Павлов напомнил присутствующим, что III съезд депутатов всех уровней прошел пять лет назад, по итогам которого многое из того, что вошло в резолюцию съезда, на сегодня исполнено. Из 50 пунктов невыполненными оказались только 7, что, впрочем, не уменьшило количество проблем на местах.

Прибывшие на кустовое совещание депутаты сетовали на отсутствие финансов, которые бы позволяли своевременно выполнять все возложенные на них полномочия, значительно увеличившееся количество штрафов в отношении органов местного самоуправления, кадровый голод, низкую заработную плату, а также отсутствие доплат к будущим пенсиям. На фоне того, что МРОТ ежегодно растет, заработная плата иных муниципальных служащих не пересматривалась на протяжении последних 15 лет и где-то находится на уровне того, сколько получает уборщица.

Подняли депутаты вопрос о нормативах на содержание органов местного самоуправления, которые сегодня не соответствуют современному федеральному законодательству. Законы требуют самостоятельности некоторых подразделений администрации, что влечет создание комитетов вместо отделов, однако существующий норматив на содержание сделать сегодня этого не позволяет. Важным сельские депутаты назвали также вопрос утверждения единой методики расчета доплат к пенсиям муниципальных служащих и выборных должностных лиц в муниципальных образованиях. Понятно, что, согласно нынешнему законодательству, эти доплаты каждое самоуправление вольно сегодня устанавливать себе самостоятельно, что так и происходит. В каком-то поселении депутаты установили доплаты в 50 процентов от зарплаты, в каком-то — в размере 1000 рублей, а где-то постановили не доплачивать из поселкового бюджета ничего.

Муниципалитеты получат дополнительно 300 млн рублей

Уровень подготовки сельских депутатов невысок, если не сказать, что его практически нет — к такому выводу пришло большинство выступающих, поставив перед Народным Хуралом задачу организации соответствующих обучающих курсов.

— Большинство избираемых депутатов уверены, что их главная задача — распределять бюджет и больше делать ничего не надо, — пояснил ведущий совещания Владимир Павлов. — На самом деле у депутата масса работы. Конечно, назначаемый на госслужбу человек должен соответствовать многим требованиям, а для кандидата в депутаты никаких требований вроде как не существует. Когда же депутат избирается, на него разом наваливается масса задач, справиться с которыми неподготовленному человеку непросто. Для многих становится открытием, что помимо дележа бюджета депутат должен помогать сельчанам участвовать в самых разных программах — по поддержке предпринимательства, многодетных семей, начинающих фермеров. Что ставка земельного налога, 100 процентов которого поступает в бюджет сельского поселения, принимается самими депутатами этого поселения и никем иным. Что снижение этого налога до минимума грозит тем, что бюджет такого поселения будет нищим, что собственно у нас иногда и происходит. Это значит, что депутаты не ведут работу с людьми, не объясняют им, зачем надо платить земельный налог, куда они потратили полученные от этого налога деньги, к примеру, в прошлом году. Я всегда говорю, что муниципальное управление — это основа развития республики. Каждый глава поселения и депутат должны это понимать, делать все, чтобы люди поверили во власть. В наше финансово сложное время, когда повсеместно оптимизировали все, что можно, когда все прочие ресурсы экономии исчерпаны и осталось, как я говорю, только выжать воду из камня, мы совместно с правительством изыскали дополнительные источники для выравнивания бюджетной обеспеченности. Бюджетно-балансовая комиссия по утвержденной методике в начале второго полугодия распределит эти средства между районами республики.

Оптимизация поселения в Заиграево сэкономила району 4 млн рублей

С необычного ракурса подошел к вечной теме нехватки финансов председатель комитета по социальной политике, в прошлом глава Заиграевского района Александр Стопичев:

— Чтобы решить проблемы села, необходимо вернуться к финансовым нормативам. В свое время мне вместе с Леонидом Потаповым довелось беседовать на эту тему с главой минфина Кудриным, который ответил: мы не можем принять в стране такие нормативы, так как не можем обеспечить их финансами. Раз государство финансово муниципалитетам ничем не помогает, то оно за них и не отвечает. Считаю, что само по себе это была грубейшая ошибка. Даже та помощь, которая оказывается поселениям сейчас, она их не стимулирует к развитию, а заставляет искать лазейки, чтобы как-то выжить. Если бы были нормативы, не надо было бы сегодня изыскивать 300 млн рублей, районам не надо было бы в срочном порядке готовить документы, кататься в Улан-Удэ, тратить на все это бензин, время, нервы. Когда район получал бы по нормативам деньги, с него можно было бы спрашивать, почему он чего-то не делает на эти деньги. А сегодня все принимают сбалансированный бюджет, зная, что им все равно помогут. Такой подход полностью дискредитирует систему.

Сегодня большинство выступлений депутатов заканчивалось фразой — дайте нам денег. Но почему-то никто не предложил иных путей решения. К примеру, в Заиграевском районе пошли на упразднение одного поселения, соответственно сокращение аппарата, что позволило сэкономить 4 млн рублей, которые сегодня направлены на решение проблем района. Почему бы и нет? Если посмотреть статистику, у нас есть поселения, где проживает 200 человек. Может, в такой ситуации не нужен там глава с его социальными гарантиями, а достаточно старосты? Во всем должен быть государственный подход.   

Почему-то никто сегодня не поднял проблему органов опеки и попечительства, которые из-за малочисленности просто не в состоянии посетить каждую семью, присутствовать на каждом судебном заседании, а изменить штатное расписание из-за существующих нормативов не получается. Никто не поднял проблему детей-сирот. Что касается вопроса с доплатами к пенсиям муниципальных служащих, думаю, эта проблема должна быть раз и навсегда решена на федеральном уровне. Если социальные гарантии предусмотрены, человек должен их получить.

Депутатам сообщили, что свои предложения для включения в проект резолюции IV съезда депутатов Республики Бурятия они могут обсудить на местах, оформить и также направить в Народный Хурал.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2017

Заголовок в газете: Поверить во власть

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру