Почему «кинематографическая» Бурятии не попала в кинорейтинг страны

Артем Бурлов рассказал, почему российские киношники обходят Бурятию стороной

Публикация «Кинораспил» о том, куда в рамках первого фестиваля бурятского кино были потрачены почти 14 млн бюджетных рублей, пусть и не ответила на все вопросы любителей синемы, зато внесла некую ясность в эту сферу.

Артем Бурлов рассказал, почему российские киношники обходят Бурятию стороной
Артем Бурлов

Судя по комментариям в Интернете, больше всего шок от «ясности» испытали сами участники кинофестиваля. Продюсер, сопредседатель бурятского союза кинематографистов, директор ООО «Азиа Фильмс» Артем Бурлов любезно согласился объяснить общественности некие моменты самого яркого культурного события прошлого года.

— Артем, вы единственный из участников кинофестиваля, кто открыто пришел в редакцию и подтвердил, что действительно получил от организаторов 400 тысяч рублей и нисколько не комплексуете по этому поводу. С чем это связано?

— Я с большим любопытством прочитал вашу статью, потому что вокруг фестиваля на самом деле ходит много слухов, многое осталось непонятным даже для участников, хотя характер мероприятия, проводящегося на бюджетные средства, само по себе предполагает открытость информации. Уверен, фестиваль бурятского кино будет иметь продолжение, а значит, нам надо проанализировать первый опыт. Что касается 400 тысяч рублей, оплаченных ООО «Азия Фильмс», действительно, договор был составлен на покупку в рамках фестиваля бурятского кино лицензионного показа нашего фильма «Стоп! Снято! На Байкал!». Помимо этого договора ООО «Тивиком» заключило с нашей организацией еще один договор на 392 тысячи рублей на оказание услуг по организации и проведению в рамках фестиваля мастер-классов. Я открыто говорю об этом, готов предоставить все необходимые документы и материалы о том, что деньги были потрачены в соответствии с условиями контракта. Более того, призываю сделать то же самое и других участников первого фестиваля бурятского кино.

— Пусть ваша организация получила даже не 400, а 792 тысячи рублей. Скажите, а кто определил, что два показа вашего фильма на фестивале стоят 400 тысяч рублей, а два показа фильма Солбона Лыгденова — 880 тысяч рублей?

— Давайте я буду говорить только за себя. На сегодня мы сняли пять фильмов с бюджетом от 1 до 10 млн рублей. В каждом из этих фильмов принимали участие звезды шоу-бизнеса, такие как Сергей Писаренко, иллюзионист Сергей Сафронов, записывались дорогостоящие саунд-треки. По собственному опыту знаю, что приглашать звезд через продюсерские центры обходится в три раза дороже, чем напрямую. Поэтому, когда стало понятно, что фестиваль состоится, я приехал на «Тивиком» и предложил Антону Пластинину выкупить у нас право на показ наших фильмов с условием, что мы беремся пригласить на фестиваль известных актеров и продюсеров. Пластинин согласился. Та цена, которую я озвучил, организаторы посчитали высокой, поэтому мы остановились на 400 тысячах рублей. Договор был составлен на показ одного фильма «Стоп! Снято! На Байкал!», однако реально мы предоставили фестивалю еще три фильма — «На Байкал-2», «Байкальские каникулы», «Байкал-2. На абордаж». Плюс за свой счет мы сняли ролик «История бурятского кинематографа», который также использовался в программе фестиваля.

В фильме «Байкальские каникулы» (1 часть) снялся актер Амаду Мамадаков, поэтому нам не составило труда пригласить его на фестиваль, так же, как и таких профессионалов в этом деле, как продюсер ТНТ Виктор Митрофанов. Собственно этой работе был посвящен второй договор, куда вошли организация мастер-класса Амаду Мамадакова «Что есть кино?» (3 мероприятия) — 136 тыс. рублей. Мастер-класс продюсера ТНТ Виктора Митрофанова «Продюсер полнометражного художественного фильма», «Написание сценария для ситуационной комедии» (3 мероприятия) — 156 тыс. рублей, а также мастер-класс «Предоставление фильма на кинорынке, прокат, оформление документов (прокатное удостоверение, удостоверение национального фильма)» — 100 тысяч рублей. Последние мастер-классы проводили я и представитель из Москвы Булат Ширеторов. Расходы на организацию мастер-классов включали не только саму организацию, но и обеспечение приезда гостей, билеты, расселение, питание, трансферт и гонорар приглашенных экспертов, озвучивать который не буду, так как это коммерческая тайна.

С актером Амаду Мамадаковым.
Фото на память.
На мастер-классе.
На закрытии фестиваля.

— Когда речь идет о бюджетных деньгах, нет понятия «коммерческая тайна». Скажите, если цену договора на показ своего фильма определили, получается, вы, то кто определил, что мастер-класс Амаду Мамадакова, прилетевшего из Москвы, стоит 136 тысяч, а такой же мастер-класс Виктора Митрофанова, тоже прилетевшего из Москвы, — 156 тысяч? Иными словами, почему Митрофанов оказался дороже, чем Амаду, а Амаду дороже, чем Булат Ширеторов, хотя все трое прилетели сюда из Москвы? Как так получилось, что больше всего денег получили те, кто вошел на фестивале в оргкомитет?

— Поскольку в стоимость мастер-классов закладывался и гонорар, цена, очевидно, определялась по согласованию с тем, кто этот мастер-класс проводил. Цены на показ фильмов определялись с каждым кинопроизводителем индивидуально. Знаю, что кому-то, как Евгению Цину, вообще ничего не заплатили. Были фильмы, которые участвовали в фестивале, но не вошли в официальную программу и наоборот. Народная комедия «Похабовск. Обратная сторона Сибири» была заявлена в программе фестиваля, но показана не была.

— А вам не кажется, что не кинодеятели должны были диктовать цену на свою работу, а организаторы кинофестиваля? Как на конкурсе за бюджетный счет, выставляется лот, хочешь — делай за такую сумму, хочешь — не делай. На нашем же фестивале получилось почему-то все наоборот. Как вы считаете, кино — это шоу-бизнес или искусство?

— Вопрос, очевидно, задан с тем подтекстом, должно ли государство финансировать кино. Государство не должно напрямую финансировать производство фильмов, так как не каждый фильм можно назвать искусством. Но государство должно способствовать процессу развития этого дела, поскольку кинематограф является фундаментом для многих видов искусств. Кино должно субсидироваться с тем условием, что эти деньги пойдут на оплату таких работ, как написание сценария, музыки и прочее. Решать, кому помогать, а кому нет, необходимо комиссионно.

— Если бы вы стали членом такой комиссии, кому бы из фильмов, показанных на первом фестивале бурятского кино, оказали поддержку? Киношники любят говорить, что их фильмы — это непременно бренд Бурятии, которые продвигают республику в другие регионы, на худой конец, воспитывают, учат доброму и вечному. Но все ли наши фильмы такие? К примеру, чему учит фильм «Буузы»?

— Могу говорить только за свои работы. Поймите, мы не просим у республиканского бюджета денег, мы говорим о том, как эти деньги привлечь в Бурятию. На сегодня наш союз кинематографистов разработал дорожную карту развития киноиндустрии в республике. Существует масса федеральных программ, в которых республика не участвует только потому, что наше министерство культуры ничего для этого не делает. Почему? Бурятия — уникальный регион, где благодаря обилию солнечных дней практически круглый год можно вести натуральные съемки, где есть самые разные ландшафты, но по всем этим параметрам мы не входим в мировой кинематографический атлас, потому что когда-то наше министерство культуры просто не заполнило на этот счет какие-то бумаги. В нашем министерстве нет ни одного специалиста, который бы занимался кино. Ни по одному критерию Бурятия сегодня не входит в кинорейтинг (есть такое понятие кинорейтинг), где наш регион был бы показан с точки зрения существующей инфраструктуры. Конечно же, чтобы сюда приехали снимать большое кино, нужны павильоны, оборудование, но все это можно создать. Если здесь будут снимать большое кино, начнет работать туристическая составляющая. Существуют турпродукты, когда люди ездят по тем местам, где снимались «Властелин колец», «Аватар».

— Десять лет назад в ДК ЛВРЗ якуты снимали кадры для фильма Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана». Фильм с бюджетом в 10 млн долларов претендовал на звание блокбастера. Фильм фактически провалился, заработав только 1 208 668 долларов, и никто не только не приехал сюда по местам съемок, но и вообще не помнит, что тут что-то снимали.

— Кинопроцесс — явление сложное. Существует якутское кино, бурятское кино. В Забайкальском крае, откуда на наш фестиваль приехали два молодых человека, делающих документальное кино, снимается очень мало. Но тот же Федор Бондарчук недавно приезжал снимать фильм на Ольхон. Почему не в Бурятию? Есть в современном кино такая структура, как агентство стратегических инициатив, где существует система рибейтов — возмещение затрат на производство кинокартин. Государство гарантирует возврат 20 процентов расходов (проживание, питание, аренда реквизита), совершенных там, где проводились съемки. Но для этого необходимо, чтобы субъект подписал соответствующий договор с агентством стратегических инициатив. После этого на уровне субъекта создается комиссия, которая рассматривает каждую заявку и подтверждает, что траты на самом деле имели место быть. К примеру, губернатор Иркутской области Левченко такое соглашение с агентством стратегических инициатив подписал, поэтому Федор Бондарчук может рассчитывать получить рибейт с того, что он потратил в Иркутской области, когда проводил съемки на Ольхоне. С Бурятией такого соглашения нет.

— Как вы в целом оцениваете итоги первого фестиваля бурятского кино?

— В целом он принес пользу, мы все объединились вокруг этого события, нашли точки соприкосновения, познакомились с профессионалами. Именно после фестиваля начал в полную силу работать союз кинематографов Бурятии, который на самом деле был создан еще осенью 2016 года. Есть надежда, что благодаря фестивалю, предпринятым шагам в республике появится действующий член союза кинематографистов России. Благодаря кинофестивалю в ДК «Рассвет», где проходило открытие и закрытие мероприятия, были куплены мебель, экран, несколько современных диджейских пультов, которые успешно используются сегодня на городских праздниках.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 7 июня 2017

Заголовок в газете: Кино и деньги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру