Хулиганистый мальчик — это наш земляк Николай Нищенко. Четырежды чемпион мира по спидвею, легенда и гордость всех мотоциклистов республики. Трагически погиб в гонке. В честь него названы школа, улица и соревнования, о которых речь, а не сказать про Николая просто не получится. Чем сейчас живет мотоспорт Бурятии, на чьем примере воспитывают молодежь, и зачем нам «Кубок шамана», разбирался корреспондент «МК».
О спорте в целом
Мотокросс это на раз-два, спринтерская дистанция, выложился на полную за 15 минут, и все. Никто не говорит, что легко — трудно, но вот эндуро — это совсем другое. Профессиональные гонки длятся несколько дней, а мировой чемпионат длится шесть. Дни и ночи ты со своим байком. Хотя это тоже вершина айсберга.
Подготовка к первому в Бурятии квадро- и мотофестивалю «Кубок шамана-2017» шла долго и, как говорит президент федерации мотоспорта республики Юрий Черкасов, «домой было страшно идти, может, выгнали уже? Столько времени пропадать». Сам фестиваль задумывался как совокупность гонок — большое и красочное зрелище. Местом для проведения мероприятия стала тренировочная площадка федерации, расположенная неподалеку от поселка Эрхирик. От города, конечно, далеко, зато живописно, буквально в нескольких шагах «генеральский мост» и река Уда.
В рамках фестиваля прошел 3-й этап чемпионата по мотокроссу Бурятии, этап чемпионата России по ATV-трофи (гонки на квадроциклах), командное ориентирование и личное первенство в открытом классе. По словам Черкасова, название выбирали ребята из команды квадроциклистов, под стать всероссийскому этапу. Ведь Бурятия в первую очередь ассоциируется с Байкалом и шаманами. Чем не рекламный ход? Есть даже своя собственная эмблема и флаг. А это уже заявка на постоянство.
Основные дисциплины, практикуемые федерацией, это мотокросс и собственно эндуро — внедорожная гонка. Последняя разделяется на два вида: легкое — для тех, кто к серьезным гонкам не готов и здоровье не позволяет, но хочется. И так называемое «хард»-эндуро — для тех, кто уже в теме и обладает недюжинной храбростью и самоуверенностью. Выбивающая из рук трасса, тяжелые погодные условия, жара, дождь, снег — неважно. Чем сложнее, тем экстремальнее. «Создать маршрут, по которому катают во всем мире, у нас не получилось, — объясняет Черкасов после гонки. — Регион небогатый, пришлось использовать рельеф местности, в итоге получили очень сложный маршрут даже для бывалых гонщиков. Одно болото чего стоит, потерял бдительность, контроль — и все, ты уже на земле».
«Гонка-огонь!» — восклицает самый молодой участник Юра Кузьмин.
Тезке председателя 16 лет, в федерации он уже 2,5 года. Байк чуть поменьше, чем у остальных, не хватает веса, вот и подскакивает на кочках как пушинка. Однако все это ерунда и только прибавляет азарта.
— Хочется, конечно, машину помощнее, но пока денег нет. Поэтому катаю на этом, он не мой, учебный, один такой на весь клуб, — рассказывает о своих мечтах Юрка.
Для него все серьезно — и пот, и вода, и грязь. Он каждый вечер проводит с дедом в гараже, крутит, вертит, колдует над своим простым мотоциклом не для соревнований. В федерацию его привела любовь к технике и до сих пор не отпускает. Парень хочет стать профессионалом, и кто знает, может быть именно из таких ребят и вырастают чемпионы, которые после каждого падения поднимаются, берутся за руль, рычат сквозь зубы от злости и продолжают идти вперед.
— Им есть на кого равняться, — говорит Черкасов, указывая на мальчишку. — Может, слышали о Николае Нищенко? Четырехкратный чемпион мира по ледовому спидвею, наш земляк, выходец из Улан-Удэ, начинал как все, просто за интерес. Если о нем немного рассказывать, то это — хулиганистый парнишка со спортивным характером. Только погиб трагически.
Будущее в детях
Для всех, кто связал свою жизнь с мотоспортом, имя Николая Нищенко стало легендой. В 1993 году все газеты, как наши, так и зарубежные, напишут: «Во время показательного заезда на презентации новых моделей автомобилей «Вольво» в голландском городе Херенвен погиб чемпион мира по спидвею 1989 и 1991 годов Николай Нищенко. 34-летний российский спортсмен несколько дней назад приехал из Улан— Удэ…». Так закончилась карьера чемпиона. А вот так она начиналась.
В Советском Союзе жизнь мотоспорта была неразрывно связана с деятельностью ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Именно благодаря ему, как признавался Николай Нищенко в своих интервью, он стал человеком. Спустя год занятий в мотоклубе, Нищенко становится чемпионом Бурятии 1978 года. А ведь тогда мотоспорт был очень популярен, только в одном из клубов насчитывалось более 30 гонщиков. А в 1983 году дебютировал на чемпионатах СССР, после чего был включен в сборную страны, но к международным соревнованиям не допускался из-за судимости. В 89-м ему позволят выйти в мир, и он сразу заявит о себе, став чемпионом мира в личном и командном зачете. Затем свои достижения Николай повторит еще три раза. Мало кто сейчас знает о нем на родине. Но для мира он остается звездной величиной. Значит, все-таки у Бурятии мотоспорт в крови?
После перестройки добровольные общества позакрывали — где-то окончательно, где-то не совсем. Бурятии не повезло. В то время, когда Иркутский ДОСААФ и Читинский СКА воспитывали спортсменов, республика взяла 20-летний перерыв.
По словам Юрия Черкасова, будущее мотоспорта полностью зависит от молодого поколения. Ну не может мужик в 40 лет сесть в седло и стать чемпионом! Поэтому сейчас необходимы всесторонняя помощь и заинтересованность высших эшелонов власти.
«На данный момент обсуждается проект с министерством спорта Бурятии о строительстве экстрим-парка. Прорабатывается место, ищутся инвесторы. Это не будет долгострой на пятилетку, с техникой и с людьми все можно сделать за несколько месяцев. Это нынешнюю трассу наша федерация пять лет строила своими силами, и то многого еще не хватает, — говорит Юрий. — Если будет такой центр, если будет финансирование, то мы сможем и детей привлекать, учить их не только ездить, но и разбираться в технике, что пригодится в жизни каждому настоящему мужику. Только так и никак иначе мы вернем себе славу и уважение. Чемпионов воспитывают, а воспитывают их такие, как мы».
На второй день фестиваля остались самые выносливые, этап «эндуро» проходил уже местным составом. Соперники из Иркутска и Читы приехать не смогли, хотя заявка была. Напоследок надо отметить, что большинство призовых мест в «серьезных» категориях все-таки забрали гости. В мотокроссе первое место ушло в Ангарск, в Читу — второе, в Улан-Удэ — третье. Не готова еще Бурятия показать свой оскал и оглушить всех ревом мотора, но потенциал есть. Это — наше, особенно для хулиганистых парней со спортивным характером. А пока мы будем ездить на «деревянных» байках, подвязывать экипировку бечевкой, брать самые сложные препятствия и, стиснув зубы, давить на газ, совершая безумные прыжки, позируя перед немногочисленными фотокамерами. Все еще впереди.