Объем неосвоенных республикой бюджетных средств увеличился в два раза

Народный Хурал: за неосвоение бюджетных средств будет введена персональная ответственность

Разговор об эффективности расходования бюджетных средств, слабых местах в государственном управлении стал основным на состоявшихся на прошлой неделе публичных слушаниях по исполнению республиканского бюджета за 2016 год.

Народный Хурал: за неосвоение бюджетных средств будет введена персональная ответственность

Наряду с сокращением помощи из федерального бюджета и снижением налоговых поступлений выяснилось, что по каким-то причинам в прошлом году республика не освоила 3,1 миллиарда рублей.

Как заметил председатель Народного Хурала Цырен-Даши Доржиев, процент неосвоения бюджетных средств увеличился в два раза по сравнению с предыдущими двумя годами. Вряд ли для дотационного региона, испытывающего острую нехватку денег, такое положение вещей можно назвать нормальным, а потому на мероприятии были заслушаны не только и.о. министра экономики, председатель Счетной палаты, но и получатели бюджетных денег и мнения тех, кто непосредственно работает с объектами.

От плохих строителей до человеческого фактора

Как выяснилось, главными «виновниками» неосвоения стали министерство строительства и модернизации ЖКХ и министерство транспорта, энергетики и дорожного хозяйства. По данным Счетной палаты, из общего объема неисполненных бюджетных ассигнований прошлого года более 80 процентов занимают ассигнования капитального характера. Из них по лимитам, утвержденным по минтрансу РБ, плановые назначения не были исполнены на 1,17 млрд рублей; по лимитам, утвержденным по минстрою РБ, — на 1,1 млрд рублей; по минприроды РБ при плановых ассигнованиях в объеме 453,4 млн рублей кассовое исполнение составило 148 миллионов.

Что касается самых затратных, строительных объектов, то в прошлом году республика не освоила 447 млн на реконструкцию Баргузинской трассы, а именно дороги «Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян», еще 410 млн — на инфраструктуру поселка Селенгинск, где планировалось построить ЛЭП и подъездные дороги, однако ввиду того, что якорный инвестор не смог подтвердить свое финансирование, проект был временно заморожен. Еще 32 млн рублей не удалось освоить на объекте «Национальная библиотека», еще 489 млн не попали на объект «Перинатальный центр», 189 млн — на инфраструктурные объекты в пос. Максимиха, по ФЦП «Охрана озера Байкал», «Культура России» и далее по списку.

Среди основных причин долгостроев, к примеру, председатель Счетной палаты РБ Евгений Пегасов назвал пресловутый «человеческий фактор». Подрядчики несвоевременно исполняли условия государственных контрактов, нарушали требования законодательства при проведении торгов, в результате чего торги отменялись. И.о. министра экономики Бурятии Зандра Сангадиев причину неосвоения выделяемых средств объяснил длительным проведением конкурсных процедур, наличием повторных торгов, после которых, как водится, наступает сезон невозможности проведения этих самых работ. Ему вторили представители «проштрафившихся» министерств. Где-то на местах идет путаница с земельными участками, которые не всегда соответствуют кадастровым номерам, где-то документация составлена не всегда корректно и так далее.

Персональная ответственность

Спикер республиканского парламента прямо спросил у докладчика, какие выводы сделаны, учтены ли ошибки в дальнейшей работе, понес ли кто-то персональную ответственность и не пора ли наладить дисциплину в правительстве. И.о. министра экономики Зандра Сангадиев уклончиво ответил, что ошибки учитываются. В настоящий момент министерство работает над созданием новой системы управления проектами, при которой отслеживать работу можно будет в автоматическом режиме. По словам Сангадиева, такая система работает в ряде регионов, она позволяет реагировать на любые вопросы в режиме онлайн и результаты от новой методики есть.      

— Для бюджетной системы прошедший год был сложным. Но, несмотря на непростую ситуацию в республике, нам удалось сохранить социальную стабильность и положительную динамику развития, исполнив принятые обязательства в полном объеме, — подвел итоги публичных слушаний председатель комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Зорикто Цыбикмитов. — Наибольший удельный вес в структуре наших расходов по-прежнему занимают «Образование» (23%), «Здравоохранение» (21,1%) и «Социальная политика» (16,8%). При этом на доходах республиканского бюджета за 2016 год сказалось снижение почти на 16% поступления налога на прибыль от основного налогоплательщика, осуществляющего деятельность в сфере производства транспортных средств. Республиканский бюджет в 2016 году был исполнен с дефицитом в размере 1,8 млрд рублей. В этой ситуации неприемлемо значительное увеличение объема неосвоенных ассигнований по сравнению с аналогичными показателями 2014 года (более 1,5 млрд рублей) или 2015 года (2,1 млрд рублей).

Председатель комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Зорикто Цыбикмитов.

Обсудив эти вопросы на рабочих совещаниях, комитет внес предложение включить в рекомендации публичных слушаний следующий пункт. Правительству РБ при формировании бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прописать статью об установлении срока распределения субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам на 2018 год в срок до 1 апреля 2018 года. Установить, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Бурятии осуществлять не позднее 100 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Органам местного самоуправления еще раз напомнить о персональной ответственности уполномоченных лиц за ненадлежащее и несвоевременное выполнение условий предоставления субсидий.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Наладить дисциплину

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру