Счетная палата выяснила, чем занимаются сотрудники Бурятской филармонии

Почему Бурятскую филармонию можно назвать рудиментом на здоровом теле учреждений культуры

На публичных слушаниях исполнения бюджета за прошлый год спикер парламента Цырен Доржиев сказал, что был шокирован результатами проверки Бурятской филармонии. Впервые за много лет Счетная палата проанализировала финансовую деятельность культурного заведения.

Почему Бурятскую филармонию можно назвать рудиментом на здоровом теле учреждений культуры
Тимур Цыбиков, и.о. министра культуры РБ, и Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской государственной филармонии.

С одной стороны, спикера возмутил сам характер расходования средств, с другой — что очевидных нарушений Бюджетного кодекса как бы и не выявилось. Многомиллионные финансовые потоки продолжают двигаться в заданном направлении, объяснить целесообразность которых никто даже не пытается.

Чем занимаются 45 штатных единиц

Мы привыкли считать Бурятскую филармонию неким подобием театра или музея, организующим музыкальные мероприятия и тем просвещающим наше население. Однако по заключению Счетной палаты, проверившей деятельность заведения за 2015 и 2016 годы, ни одно (!) из прошедших под эгидой филармонии мероприятий не было организовано силами самой филармонии. Опять-таки следуя выводам аудиторов, вся роль филармонии состояла в том, чтобы, получив миллионы от минкульта Бурятии, без всякого конкурса передать их фирмам и учреждениям, которые организуют, обеспечивают и создают те самые концерты, фестивали и творческие вечера.

Например, в 2015 году сторонним организациям на эти цели было направлено 92,6 процента всех полученных из бюджета средств (12,6 млн рублей), в 2016 году — 74,2 процента (6,2 млн рублей). В чем проблема, если сторонние лица и организации рисовали декорации, устанавливали звук, пели и плясали на сцене? А в том, что по идее организовывать, согласовывать, приглашать артистов должна сама филармония, для чего в ее штатном расписании существует все необходимое, начиная от отдела планирования творческих программ (куда включены работы по организации концертов и других театрально-зрелищных мероприятий), и заканчивая режиссером, дирижером, дизайнером, артистами балета и даже специалистом по связям с общественностью.

Однако имея все эти ставки (45 единиц), Бурятская филармония почему-то предпочитает пользоваться не штатными специалистами, чье содержание составляет почти половину (!) от объема субсидий на госзадание, а выполнять посреднические услуги. Платить из бюджета сторонним фирмам за работу того же самого режиссера, звукооператора и дизайнера.

К примеру, из 3,9 млн рублей, выделенных бюджетом на театрализованное представление к 350-летию основания Улан-Удэ, 3,2 млн «ушло» сторонним фирмам. Если из 1,5 млн рублей, потраченных на торжественное собрание общественности и гала-концерт мастеров искусств и художественных коллективов, посвященного Сагаалгану, услуги сторонних организаций обошлись почти вполовину этой суммы, то в 10-миллионных расходах на фестиваль «Классика на Байкале. Музыка без границ» такие услуги составили 8,6 млн рублей. К примеру, из 300 тысяч рублей культурно-просветительской акции «Музыкальное лето-2015» — 141,7 тыс. рублей было оплачено за те самые режиссерско-постановочные работы, ведущего и артистов, которые по идее должны обеспечиваться силами самой филармонии.

Кому нужны двойные платежи

Почему же, имея в штате всех и вся, нынешняя филармония не способна ничего организовать? Вот каким образом ответили на этот вопрос проверяющие Счетной палаты. Потому что в нарушение требований трудовые договоры заключались с лицами, не имевшими ни соответствующего образования, ни опыта. К примеру, на должность заведующего художественно-постановочной частью был принят Бабуцынгуев М.Б., закончивший сельхозакадемию по специальности «агроном», на должность звукооператора — Леонов С.Ю., имеющий среднее профессиональное образование с квалификацией «юрист». На должность дизайнера в отдел маркетинга и продвижения концертной деятельности принят Блинников А.А., по образованию техник электросвязи, плюс ко всему не имеющий в здании ни рабочего места, ни компьютера, да еще и являющийся супругом худрука Натальи Улановой.

Пусть, согласно взятым пояснениям, дизайнер Блинников А.А. выполняет свою работу дистанционно, хотя это противоречит и заключенному трудовому договору, и должностной инструкции. Но тогда почему для проведения всероссийской акции «Ночь кино» на площади ТРЦ «Пионер» Бурятская филармония оплатила сторонним организациям услуги и дизайнера, и лектора, хотя у учреждения на то были свои специалисты? Почему состоящий в штате дирижер Ткаченко, получая зарплату в филармонии, на самом деле дирижировал другими коллективами? Правда, сразу после проверки Счетной палаты ему создали струнный квартет, срочно пригласив на четверть ставки музыкантш из оперного.

Понятно, почему Бурятская филармония, где нет ни гримерных, ни помещений для репетиций, проводит массу мероприятий в стенах театра оперы и балета, где все это есть, включая современный зал. Непонятно почему наш бюджет перечисляет одному бюджетному учреждению культуры миллионы, чтобы он потом перечислил их другому бюджетному учреждению за то, что оба как бюджетные учреждения по идее должны делать бесплатно. Ведь и в театре оперы и балета также должны быть собственный декоратор, режиссер по свету, режиссер монтажа, звукорежиссер, не говоря уже об артистах, получающих за эту же самую работу заработную плату.

Что делать

Десять лет назад, еще горя жаждой деятельности и только примеряясь к ноше под названием «Республика Бурятия», Вячеслав Наговицын предложил смелую идею по созданию здесь некой объединенной театрально-концертной дирекции. Смысл состоял в том, чтобы объединить в дотационном регионе весь нынешний театральный административно-управленческий аппарат, убрав десятки администраторов и бухгалтеров наподобие того, как это сделали позднее в системе образования, и произвести тем немалую экономию бюджетных средств. И если прежней команде не удалось воплотить здравую идею в жизнь, то почему новому менеджменту не начать наводить порядок хотя бы там, где отсутствие этого порядка уже очевидность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 21 июня 2017

Заголовок в газете: Посредник

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру