Бурятский журналист нашел в рассекреченных архивах около 30 «героев без звезд»

Бойцы Великой Отечественной, не оцененные по достоинству

Вот уже два года корреспондент издательского дома «Буряад Унэн» разыскивает людей, так или иначе связанных с Бурятией, которые во время Великой Отечественной войны представлялись к званию Героя Советского Союза, но не удостоились его по разным причинам.

Бойцы Великой Отечественной, не оцененные по достоинству
Младший лейтенант, командир стрелкового взвода Даши-Дондок Унтанов был представлен к званию Героя Советского Союза, но вместо него получил орден Красного Знамени. Фото: Из личного архива.

Используя некогда секретные военные документы и архивные материалы, Баясхалан Дабаин установил имена почти половины из 70 бойцов, неоцененных по достоинству. О непростой, но благородной работе он поведал корреспонденту «МК».

Баясхалан Дабаин. Фото: Из личного архива.

— В годы войны несколько тысяч человек было представлено к званию Героя СССР, но не все получили его — им вручены другие награды. Сначала считалось, что в Бурятии 10-12 таких воинов. Сейчас, по моим данным, их около 70. Мною найдено порядка 30, — рассказывает Дабаин. — Недавно в газете «Бурятия» появилась рубрика «Герои без звезд». Это цикл материалов об этих фронтовиках, а в ИД «Буряад Унэн» стартовал одноименный проект — поиск их родственников и вручение им копий наградных листов для увековечения в памяти.

Публикации будут выходить примерно раз в месяц. Первый очерк об уроженце села Оронгой Иволгинского района, родном брате выдающегося бурятского писателя Бавасана Абидуева — Дылыке Абидуеве — увидел свет 5 апреля 2017 года. Увлекательно и пронзительно в нем рассказывается, как гвардии младший сержант сражался в качестве командира минометного отделения 13-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка 1-й гвардейской воздушно-десантной Звенигородско-Бухарестской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 53-й армии 2-го Украинского фронта. В октябре 1943 года это соединение участвовало в Криворожской наступательной операции, в том числе в прорыве обороны у колхоза «Незаможник» и деревни Михайловка. Здесь Дылык и совершил свой подвиг. Вот как в докладной его описывал командир дивизии, генерал-майор Александр Казанкин: «…Противник открыл сильный пулеметно-минометный огонь. Пехота залегла. Гвардии младший сержант Абидуев из своего миномета уничтожил 3 огневые точки вместе с расчетами в количестве 12 человек, что дало возможность подняться в атаку и овладеть важным опорным пунктом на пути расширения плацдарма на правом берегу реки Днепр. За геройство и мужество, проявленные в боях, удостоин звания Героя Советского Союза...».

Однако на следующем этапе представления командир 57-го стрелкового корпуса счел, что бесстрашный боец заслуживает лишь ордена Красного Знамени. Так же посчитало и командование 37-й армии. 15 ноября 1943 года по приказу ее военного совета наш земляк получил эту награду, а спустя три-четыре месяца бесследно исчез. 70 с лишним лет родные не знали о нем ничего, считая без вести пропавшим, пока за дело не взялся местный журналист и краевед. И вот 30 мая 2017 года он вместе с председателем Народного Хурала Бурятии Цырен-Даши Доржиевым передал копию наградного листа внучке и правнучке отважного оронгойца в память об его поступке.

Увы, этим дело и ограничится. Как пояснил мой собеседник, если у участника Великой Отечественной войны уже реализованы некоторые награды — к примеру, он получил орден Ленина, ему не будет присвоена посмертно высшая степень отличия СССР: несколько лет назад издан соответствующий указ. А, значит, несмотря на прошлые и нынешние ходатайства, ее не получат посмертно многие наши воины, включая легендарного снайпера Арсения Етобаева, талантливого командира 4-го эскадрона 35-го гвардейского кавалерийского полка Лопсона Ивахинова и наводчика станкового пулемета 1-го стрелкового батальона 107-го стрелкового полка 55-й стрелковой дивизии Намдыка Цыбенова.

— Не получали звание еще по ряду причин — попадание под репрессию, в плен или окружение, взаимоотношение с командованием и даже причастность к духовенству — из-за этого без нее остался бывший хуварак Санангинского дацана Даши-Дондок Унтанов, — продолжает Баясхалан. —  А некоторые и вовсе были лишены звания Героя Советского Союза за свои проступки.

Так, уроженец Заиграевского района, старший сержант, снайпер 250-го гвардейского стрелкового полка 83-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта Никифор Афанасьев, уже будучи работником колхоза, потратил выделенные им средства на угощение неожиданно встреченных боевых товарищей вместо покупки сельхозинвентаря. И, раскаявшись в этом, сгоряча положил «Золотую Звезду» на стол парторга. Судя по всему, он даже не был осужден. Восстановлен в звании благодаря ходатайству однополчан спустя 20 лет в 1970 году как совершивший незначительное правонарушение и искупивший вину честным трудом.

Имена непризнанных героев Баясхалан Дабаин предлагает вписывать на специально установленную стеллу в Улан-Удэ, а имена признанных, но забытых (например, полковника ВОВ Виктора Макарова) — присваивать улицам вместо их нынешних названий «Весенняя», «Водопроводная» и т.д.

— В свои списки мы должны включить и старшину Красной Армии Бадму Жабона, родившегося в Агинском Бурятском автономном округе, и маршала Константина Рокоссовского, служившего в Бурятии, — уверен журналист. — Мой коллега-историк Владимир Фомин считает необходимым приравнивать к Героям Советского Союза и обладателей трех боевых орденов (в том числе Отечественной войны), полных кавалеров ордена Славы (среди которых числится младший сержант, автоматчик моторизированного батальона автоматчиков 65-й танковой бригады 11-го танкового корпуса Илья Яковлев родом из Улан-Удэ.)

Фактически к ним относится и гвардии сержант Ананий Никитин из села Корсаково Кабанского района. Он был награжден орденом Славы 3 степени, орденом Славы 2 степени и по ошибке штабистов — еще одним таким же вместо ордена Славы 1 степени. Так и не добившись справедливости, боец сдал его в главное управление кадров мин-обороны России.

...Разведчик взвода пеших разведчиков 82-го гвардейского стрелкового Севастопольского полка 32-й гвардейской стрелковой Таманской дивизии, младший сержант Константин Дарбашкеев с тремя орденами Отечественной войны и двумя орденами Славы, капитан, командир батареи в 4-м отдельном истребительно-противотанковом дивизионе 42-й стрелковой дивизии Бальжинима Нанзатов с двумя орденами Александра Невского, разведчик Доржи Тыхеев с двумя орденами Славы и еще тремя боевыми орденами, снайпер Демьян Верхушин с тремя медалями «За отвагу» и другие воины не должны быть забыты, говорит Дабаин.

Сам он знаком с командиром стрелкового взвода Виктором Сахаровским, до сих пор носящим пулю под сердцем, но, тем не менее, каждый день выходящим на полуторачасовую прогулку. А в ближайшее время планирует завершить очерк о гвардии лейтенанте Филимоне Зайцеве, который родился в Бурятии, отправился на фронт, в 21 год уже имел шесть орденов и также был представлен к званию Героя СССР, а после войны остался в Поволжье. Собрать материал об уникальном фронтовике, найти его родных и фотографию было непросто, долго да и затратно. Например, чтобы дозвониться в город Волжский, пришлось потратить чуть ли не весь гонорар.

— Сейчас я поддерживаю связь с дочерью и внучатой племянницей Филимона Зайцева и скоро напишу очерк о нем. Буду безмерно благодарен всем неравнодушным людям за информацию об улан-удэнце Геннадии Лаврентьевиче Токаренко, Валентине Аюшеевне Могзоловой, родившейся в Аларском районе, уроженце села Санага Закаменского района Санжи Лупсановиче Лупсанове, уроженке Селенгинского района Цырендулме Лубсановне Доржиевой, погибшей в 1945 году, и других участниках войны — наших земляках, — отметил напоследок краевед. — Ее можно отправить на электронную почту dabain.larisa@mail.ru либо сообщить по телефону 8-914-838-74-45.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 28 июня 2017

Заголовок в газете: Вспомнить всех

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру